«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста» Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет кардинальные изменения в форме организации образовательной деятельности с дошкольниками. В современной образовательной системе педагоги нашего МБОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, что требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
Скачать презентацию
Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике нашего учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствуют активные формы методической работы. Формированию проектно-исследовательских умений были посвящены семинары и семинары-практикумы, на которых педагоги обучались разрабатывать проекты, анализировать их. Такие формы работы, как деловая игра “Точка зрения”, “Конкурс методических находок”, “Рекламное агентство” раскрыли творческий потенциал. Презентация проектов проходила в форме выставок, показа видеоматериала. В ходе проектной деятельности создалась профессионально-педагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем ОУ, мы старались обеспечить высокий уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. Одной из задач выделили: постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и как следствие повысить качество воспитательно – образовательного процесса в ОУ. Руководствуясь общими целями, программным содержанием и методами педагогической деятельности все педагоги детского сада разрабатывают индивидуальные групповые проекты или объединяют на определенных этапах несколько проектов. Метод проектной деятельности мы выбрали за основу формирования гражданско-патриотических чувств. В центре идеальной модели нашего проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, мы находили нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем эти методы не казались ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии. Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: Т.Н.Дороновой «Из детства - в отрочество» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М. Д. Маханёвой, по которым работает наше учреждение. Но ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Творческой группой педагогов была разработана программа с региональным компонентом «Дом, в котором я живу» для детей от 3 до 7 лет. Она призвана содействовать реализации общероссийских задач формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности, культуры. Осуществление проекта патриотического воспитания строится на основе реализации программы и принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физическому воспитанию, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом) и семьями воспитанников. Программа предусматривает распределение работы по трём блокам: 1 блок – «Моя семья» 2 блок – «Родной город» 3 блок – «Родная страна» Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия, СДВД, НОД интегрированного характера, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки.
Организации совместной деятельности способствует разработанное педагогами комплексно-тематическое планирование и интегрированный подход к разным видам детской деятельности. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические и естественно-научные аспекты. Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это систематическое и целенаправленное воздействие на ребёнка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Таким образом, система и последовательность работы в возрастных группах может быть представлена следующим образом: Основной формой воспитания детей младшей группы по приобщению к народному фольклору является знакомство с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками через педагогические проекты «Рассказывание русской народной сказки «Репка» с элементами драматизации» и «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с помощью геометрических фигур и мнемотаблиц». Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с природой родного края, с ближайшим окружением на территории МБОУ, привитие навыков экологической культуры, нравственного поведения в природе происходит через проект «Путешествие в мир цветов». В средней группе основным направлением стала работа по развитию интереса к жизни и творчеству великого русского писателя, нашего земляка – Л.Н.Толстого. Мы не ждали от детей взрослых форм проявления интереса к Яснополянской земле, Толстому, но в ходе реализации проекта дети приобрели знания о том, как жили люди во времена Толстого, его предках, его произведениях для детей. Результатами работы с материалами этого проекта мы считаем победу – I место в региональном этапе Второго Международного детского творческого конкурса «Сказки Красивого Сердца» в номинации «Экологическая сказка».
Старшие дошкольники были увлечены поисково-познавательной деятельностью в проекте «Юные исследователи природы». Его целью является развитие познавательного интереса к окружающей природе, овладение навыками исследовательской деятельности. Основной формой работы стали экскурсии, в ходе которых дети смогли увидеть любимые уголки природы в разное время года. Технология проектирования включает в себя схематическое моделирование природных зон «Домашние животные», «Зона средней полосы», «Животные жарких стран». Свои отличные знания о флоре и фауне нашего района и области воспитанники демонстрируют в ежегодной районной экологической игре «Войди в природу другом». Наша команда занимает ежегодно призовые места. Трое дошкольника имеют сертификат участника областной эколого-биологической викторины для дошкольников «Как, зачем и почему – всё узнаю, всё пойму!»
Все возрастные группы участвуют в одном большом проекте «Азбука здоровья». Ежемесячно проводятся спортивные досуги совместно с родителями «Папа, мама, я – дружная семья». Каждый город уникален и самобытен своей культурой, историей. Целью проекта «Город, в котором я живу» стало изучение детьми особенностей архитектурных сооружений, их исторической ценности и посещение достопримечательностей нашего города. Работа по реализации проекта велась в ходе экскурсий, занятий, на которых дети не только получали знания об объектах и достопримечательностях нашего города, но и сами делали постройки дворцов, жилых помещений, общественных зданий из конструктора и строительного материала, рисовали «Город будущего глазами детей”, где в рисунках изображали свое желание видеть в городе метро, цирк, аквапарк, фонтаны. Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея города Плавска, музея боевой славы имени героя Советского Союза летчика Б.Ф.Сафонова, районной детской библиотеки, мини-музея «Русская изба» и через организацию исследовательской деятельности. Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связано с приобщением к художественному творчеству: увиденное и услышанное дети отражали в своих работах на различных районных, областных и всероссийских конкурсах. Не случайно уже много лет в детском саду существует ансамбль «Весёлые ложкари» состоящий из воспитанников подготовительной к школе группы, который действует в рамках проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В его репертуаре русские народные произведения. Неоднократно ансамбль принимал участие в районном конкурсе «Юные таланты земли Плавской» и остаётся украшением любого открытого мероприятия МБОУ или собраний. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города, Районный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года», «День защиты детей». Задачи данного проекта: познакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей – это, прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять. Стало доброй традицией МБОУ проведение православных праздников: «Пришла коляда – отворяй ворота», «Великая пасха», «Масленица», и тематических досугов «Что мы Родиной зовём», «День птиц», «День Земли», «День именинников», «Весна пришла – жаворонки прилетели», «Ярмарка», где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным промыслам. Кроме того, каждой осенью у нас проходит выставка «Природа и фантазия», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Озеленим территорию детского сада», «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой», «Кормушка для птиц». 23 февраля , традиционно, в нашем детском саду проводится «Рыцарский турнир», посвящённый этой знаменательной дате. Дети вместе с родителями изготавливают костюмы рыцарей, мушкетёров и джентльменов. Задача этого праздника — проследить связь поколений, воспитать гордость и уважение к профессии военного и поэтому почётные гости на нём — непосредственные участники ВОВ. Ребята совместно с родителями и педагогами создают альбомы и фотогазеты «Наши папы – защитники Отечества», «Бравые солдаты». В них они рассказывают о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Под руководством педагогов дошкольники рисуют портреты своих прадедушек и прабабушек, а также готовят им поздравительные открытки и поделки. Работа по воспитанию гражданина и патриота ведётся в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские собрания, круглый стол, совместные экскурсии, походы, поездки, праздники, выставки, создание фотоальбомов, плакатов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду. Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны воспитателей
|