Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание
Автор: Лариса Буланова   
15.05.2014 00:16

«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»
Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение в действие ФГТ  к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет кардинальные изменения в форме организации образовательной деятельности с дошкольниками. В современной образовательной системе педагоги нашего МБОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, что требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

Скачать презентацию

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике нашего учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствуют активные формы методической работы. Формированию проектно-исследовательских умений были посвящены семинары и семинары-практикумы, на которых педагоги обучались разрабатывать проекты, анализировать их. Такие формы работы, как деловая игра “Точка зрения”, “Конкурс методических находок”, “Рекламное агентство” раскрыли творческий потенциал. Презентация проектов проходила в форме выставок, показа видеоматериала. В ходе проектной деятельности создалась профессионально-педагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем ОУ, мы старались обеспечить высокий уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. Одной из задач выделили: постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и как следствие повысить качество воспитательно – образовательного процесса в ОУ.
Руководствуясь общими целями, программным содержанием и методами педагогической деятельности все педагоги детского сада разрабатывают  индивидуальные групповые проекты или объединяют на определенных этапах несколько проектов.
Метод проектной деятельности мы выбрали за основу формирования гражданско-патриотических чувств.
В центре идеальной модели нашего проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители)  для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, мы находили нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем эти методы не казались  ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а  гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии.
Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: Т.Н.Дороновой «Из детства - в отрочество» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М. Д. Маханёвой,  по которым работает наше учреждение.
Но ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Творческой группой педагогов была разработана программа с региональным компонентом «Дом, в котором я живу» для детей от 3 до 7 лет.  Она призвана содействовать реализации общероссийских задач формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности, культуры.
Осуществление проекта патриотического воспитания строится на основе реализации программы и принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физическому воспитанию, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом) и семьями воспитанников.
Программа предусматривает распределение работы по трём блокам:
1 блок – «Моя семья»
2 блок – «Родной город»
3 блок – «Родная страна»
Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия,  СДВД, НОД интегрированного характера, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки.

Организации совместной деятельности способствует разработанное педагогами комплексно-тематическое планирование и  интегрированный подход к разным видам детской деятельности. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические и естественно-научные аспекты. Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это систематическое и целенаправленное воздействие на ребёнка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Таким образом, система и последовательность работы в возрастных группах может быть представлена следующим образом:
Основной формой воспитания детей младшей группы по приобщению к народному фольклору является знакомство с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками через педагогические проекты «Рассказывание русской народной сказки «Репка» с элементами драматизации» и «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с помощью геометрических фигур и мнемотаблиц». Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.  Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные.      
Ознакомление детей с природой родного края, с ближайшим окружением на территории МБОУ, привитие навыков экологической культуры, нравственного поведения в природе  происходит через проект «Путешествие в мир цветов».
В средней группе основным направлением стала работа по развитию интереса к жизни и творчеству великого русского писателя, нашего земляка – Л.Н.Толстого.  Мы не ждали от детей взрослых форм проявления интереса к Яснополянской земле, Толстому, но в ходе реализации проекта дети приобрели знания о том, как жили люди во времена Толстого, его предках, его произведениях для детей.
Результатами работы с материалами этого проекта мы считаем победу – I место в региональном этапе Второго Международного детского творческого конкурса «Сказки Красивого Сердца» в номинации «Экологическая сказка».

Старшие дошкольники были увлечены поисково-познавательной деятельностью в проекте «Юные исследователи природы». Его целью является развитие познавательного интереса к окружающей природе, овладение навыками исследовательской деятельности. Основной формой работы стали экскурсии, в ходе которых дети смогли увидеть любимые уголки природы в разное время года.  Технология проектирования включает в себя схематическое моделирование природных зон «Домашние животные», «Зона средней полосы», «Животные жарких стран».
Свои отличные знания о флоре и фауне нашего района и области воспитанники демонстрируют в ежегодной районной экологической игре «Войди в природу другом». Наша команда занимает ежегодно призовые места. Трое дошкольника имеют сертификат участника областной эколого-биологической викторины для дошкольников «Как, зачем и почему – всё узнаю, всё пойму!»

Все возрастные группы участвуют в одном большом проекте «Азбука здоровья».
Ежемесячно проводятся спортивные досуги совместно с родителями «Папа, мама, я – дружная семья».
Каждый город уникален и самобытен своей культурой, историей. Целью проекта «Город, в котором я живу» стало изучение детьми особенностей архитектурных сооружений, их исторической ценности и посещение достопримечательностей нашего города.
Работа по реализации проекта велась в ходе экскурсий, занятий, на которых дети не только  получали знания  об объектах и достопримечательностях нашего города, но и сами делали постройки дворцов, жилых помещений, общественных зданий из конструктора и строительного материала, рисовали «Город будущего глазами детей”, где в рисунках изображали свое желание видеть в городе метро, цирк, аквапарк, фонтаны.
Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея города Плавска, музея боевой славы имени героя Советского Союза летчика Б.Ф.Сафонова,  районной детской библиотеки, мини-музея «Русская изба» и  через организацию исследовательской деятельности. Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея.
Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связано с приобщением к художественному творчеству: увиденное и услышанное дети отражали в своих работах на различных районных, областных и всероссийских конкурсах.
Не случайно уже много лет в детском саду существует ансамбль  «Весёлые ложкари» состоящий из воспитанников подготовительной к школе группы, который действует в рамках проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В его репертуаре русские народные произведения. Неоднократно ансамбль  принимал участие в районном конкурсе «Юные таланты земли Плавской» и остаётся украшением любого открытого мероприятия МБОУ или собраний. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города, Районный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года», «День защиты детей».
Задачи данного проекта: познакомить  детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей – это,  прежде всего,  внешняя радость, которую им необходимо доставлять. Стало доброй традицией МБОУ проведение православных праздников: «Пришла коляда – отворяй ворота», «Великая пасха», «Масленица», и тематических досугов «Что мы Родиной зовём», «День птиц», «День Земли», «День именинников», «Весна пришла – жаворонки прилетели», «Ярмарка», где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным промыслам.
Кроме того, каждой осенью у нас проходит выставка «Природа и фантазия», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Озеленим территорию детского сада», «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой», «Кормушка для птиц».
23 февраля , традиционно, в нашем детском саду проводится «Рыцарский турнир», посвящённый этой знаменательной дате. Дети вместе с родителями изготавливают костюмы рыцарей, мушкетёров и джентльменов. Задача этого праздника — проследить связь поколений, воспитать гордость и уважение к профессии военного и поэтому почётные гости на нём — непосредственные участники ВОВ. Ребята совместно с родителями и  педагогами создают альбомы и фотогазеты «Наши папы – защитники Отечества», «Бравые солдаты». В них они рассказывают о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Под руководством педагогов  дошкольники рисуют портреты своих прадедушек и прабабушек, а также готовят им поздравительные открытки и поделки.
Работа по воспитанию гражданина и патриота ведётся в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские собрания, круглый стол, совместные экскурсии, походы, поездки, праздники, выставки, создание фотоальбомов, плакатов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны воспитателей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год