Во второй младшей группе уделяют большое внимание воспитанию у детей вежливого, уважительного отношения к старшим. Путем прямого обучения (показа, объяснения), используя конкретные примеры. Педагог стремится к тому, чтобы дети не только замечали и оценивали проявления доброжелательности, дружелюбия, но и сами выражали уважительное отношение к окружающим их людям. Малышей учат пользоваться словами спасибо, пожалуйста, выражая истинное чувство уважения и признательности. Воспитывая у детей уважение и признательность к окружающим, педагог учит их разговаривать со старшими, отвечать на заданные вопросы (не перебивать, не строить гримасы, обращаться на «Вы»).
Во второй младшей группе продолжают воспитывать у детей отзывчивость к сверстникам, друзьям, добиваясь, чтобы они проявляли ее по собственной инициативе. Педагог делает это не только путем предупреждения и устранения ссор, недоразумений, а посредством создания доброжелательной обстановки во время совместных игр, повседневной деятельности, используя каждую ситуацию из жизни детей в коллективе сверстников. Так, если малыши не поделили между собой какие-либо игрушки, воспитатель обсуждая с ними этот случай, объясняет и показывает, как надо поступить. Педагог учит воспитанников проявлять внимание к интересам друг друга: поддерживает у ребенка стремление поделиться, отозваться на просьбу товарища, приучает малышей не мешать друг другу, не разрушать постройки, не отнимать игрушки, книги. С помощью персонажей кукольного театра или театра игрушек можно показать детям, как неприглядно выглядит ребенок, который груб, жаден. Педагог создает условия, побуждающие детей переходить от действий в одиночку к совместным действиям по два-три человека в игре, при выполнении трудовых поручений. Таким образом, необходимо постоянно наблюдать за поведением и общением детей, учить приветливо и доброжелательно разговаривать друг с другом, обращаться с просьбой, вопросом, выслушивать ответ, выступать инициаторами совместных действий, выполнять подчиненные функции. У детей младшего дошкольного возраста формируют элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Для закрепления этих представлений проводят беседы, используют произведения художественной литературы, картинки, диафильмы, примеры из жизни окружающих взрослых и детей. Важно, чтобы дети эмоционально реагировали как на хорошие, так и на плохие поступки, умели отличать хорошее от плохого в своих поступках и поступках сверстников. Предлагаем конспект непосредственной образовательной деятельности на тему Комплексное занятие. Тема: «Что видел клоун» Программное содержание. Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им. Выразительно выполнять движения в соответствии с характером музыки. Передавать характер музыки в движении. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Пособия: воздушные шары, игрушки, самоклеющая пленка Ход занятия Под музыку «Стукалка» укр.н.м. обр. Т.Ломовой Дети входят в зал. Поют песню «Здравствуйте» М.Л.Лазарева. Раздается стук в дверь. Под музыку входит клоун с воздушными шарами. Клоун: Ох, я еле-еле приземлился. Здравствуйте, ребята. Это детский сад? (ответ детей) Клоун: Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. «Двум мальчишкам-драчунишкам не играется с утра ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой не хотят побыть «друзья». Кулаками размахались, слезы мажут по лицу. И кричат: «Сейчас побью!» Есть у вас такие? (ответ детей) Клоун: Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам! Муз.руководитель: Милый Клоун у нас таких драчунов нет. Наши дети очень вежливые и дружные. А если и поссорим - не беда, быстро помериться сумеем мы всегда. Вот посмотри. На медленную музыку притопывают ножкой - «Они поссорились», рассердились, нахмурились, на веселую, радостную музыку ребята поворачиваются друг к другу и весело кружатся, улыбаясь друг другу. Дети танцуют танец «Подружились» муз. Т. Вилъкореской Клоун: Да, у вас действительно нет драчунов. Ваши дети дружные, веселые. А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в группе на полу разбросаны игрушки, которые плачут и мне говорят: Мы бедные игрушки, поломанные! Мы бедные игрушки, несложенные! Нелюбимые и забытые. Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет? Кто нам платьице поправит, В косы ленты заплетет? Ой! Ай! Ой! Ай! Ребята, скажите, ваши игрушки поломаны? Тоже разбросаны по полу.(ответы детей ). Клоун: Молодцы! Берегите их, не ломайте. Муз.руководитель: Дорогой Клоун наши дети очень любят свои игрушки, они пляшут и играют с ними. Вот смотри. На тихую музыку ребята бегут с игрушками по кругу, на громкую веселую танцуют игрушки. Дети танцуют танец с игрушками Т.Ломовой. Клоун: Я вижу, ваши дети действительно любят свои игрушки. Очень воспитанные, дружные и прилежные. Как-то я видел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: «Не хочу Я кашу есть, не хочу я чаю!» Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: «Здоров!» А среди вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них другим детям. Стыд и срам! Стыд и срам капризулям, крикунам! Воспитатель: Уважаемый клоун среди наших детей нет каприз и плакс. Наши дети послушные воспитанные, очень любят играть. Клоун: Я тоже очень-очень люблю играть. Давайте поиграем вместе в игру «Подари воздушный шарик» Дети играют в игру «Подари воздушный шарик» Клоун бежит к шарикам, подает, шарики лопаются Клоун: Ой, Ой. Шарики лопнули, и я не смог подарить свои шарики ни кому. Что же мне делать? Как быть? Воспитатель: Милый Клоун не печалься. Наши дети тебе помогут. Клоун: Как? У меня больше нет ни одного шарика. Воспитатель: За то у нас их много-много. Ребята, посмотрите, сколько разноцветных шариков. Приклейте их и не забудьте украсить. (Аппликация, дети под музыку работают. Дарят свои шарики Клоуну) Клоун: Молодцы ребята! Какие красивые у вас получились шары. Спасибо вам. Я то же хочу вас порадовать угостить конфеткой. Достает большую конфету, а там внутри маленькие) Клоун: А мне пора лететь дальше. Я всем расскажу, какие вы добрые дружные, воспитанные. Список литературы: 1.Бениаминова М.В. Воспитание детей.- М.:ИЦ Академия 2000.-287с. 2.Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- М. Магистр – Пресс.2005.-160с 3.Мельников А.М. Семейно- нравственное воспитание детей.- М.:Аспект-Пресс. 2008-210с.
|