Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рекомендации по организации подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание
Автор: Наталия Владимировна Стивкина   
20.03.2014 00:41

Рекомендации по организации подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.Рекомендации по организации подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.


В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.
Оcтановимся на организации подвижных игр  для старших дошкольников.
Основой для развития одаренности, творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности. Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит способна обеспечить приобретение малышом жизненных впечатлений, формирование его личности.
Раскрытие творческого потенциала, познание ребенком себя и своих возможностей начинаются с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно является самоценной для них, потому что в ней процесс движения — уже ценность. Поэтому понятно что:
1) очень важно воспитать у детей желание играть в подвижную игру, чтобы благодаря ей каждый ребенок мог учиться самореализовываться, осуществлять творческий поиск, развиваться, приобретать жизненную компетентность;
2) подвижная игра быстрее будет способствовать всему этому, если будет для детей интересной.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные  игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей  в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта.
Подвижные игры бывают: с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.
По методике Э. Вильчковского  с детьми дошкольного возраста  проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.
Игровые  упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями  и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной  цели, точное выполнение правил, что часто приводит к  игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны  безукоризненно выполнять  основные движения.
Народные игры – это игры,  пришедшие к нам из очень давних времён и   построенные с  учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский  подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность  народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое  подаётся в игровой форме.
Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в  физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря ним формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д.
В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.…
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое  побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.
По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них  в единое целое соединяется слово. Движение, песня.
Народные   игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучении детей.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения,
упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, необходимо учитывать соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Следует следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д..

 

Играя, ребенок не только становится ловким. Он учится слушать, быть внимательным, выполнять определенные правила, согласовывать движения и, конечно же, находить взаимопонимание с детьми и дружить. Подвижные игры особенно важны для застенчивых деток, так как такие игры помогают преодолеть им робость. В игре малыши забывают о своих стеснениях и начинают активно играть. Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т.д.

И еще, при организации подвижных игр для дошкольников, учитывайте, что детям очень быстро надоедает однотипная игра, привыкая к чему-то одному, им становится скучно. Поэтому правила в играх периодически меняйте.

Интерес к подвижной игре (а значит и к играм, и к движениям целом) повышает ее взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом. Подрастая, дети становятся более требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей. Полезно также практиковать совместное планирование подготовки к игре. Ход его направляется вопросами воспитателя: «Как это можно интереснее сделать? Кто это сделает? С кем вместе?».

Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывания игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к ее содержанию.

Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим — в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а еще другим — в бессюжетные игры-соревнования, эстафеты, игры-забавы с предметами (кегли и т.д. ). Итак, должны учитывать: 1) склонности и интересы конкретного ребенка (например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры); 2) возможности ребенка, уровень его способностей (в организованных играх ребенок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости — найти компромисс при выборе игры, распределения ролей и т.п.). Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.

Если цель игры, сама перспектива активной двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Воспитателю сначала самому, а дальше, постепенно привлекая к этому детей,  необходимо подавать им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариантности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.

Каждый раз применяя разные, соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределения ролей, приемы оценки и подведения итогов по ее окончании, педагог создает у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр творческого самовыражения в них во время произвольной (самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в процесс организованного обучения (занятия), но и в самостоятельную двигательную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.

Не забывайте, что подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; по данному воспитателем образцу, с его помощью, а затем и сами составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и т.п.).

Игра  по утверждению П. Лесгафта – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов   - стать направляющим  и связующим звеном  в  цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство  обогащать  игровой опыт малышей.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год