Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения.
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом педагогической работы. Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучения с несколько другим смысловым акцентом - послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования. Педагогическая работа выстраивается на единстве компонентов: Постижения; Действования; переживания и других Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мыслительных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, отношении к окружающему миру. Все это сводятся в многообразие педагогического воздействия. Остановимся, однако, на эмоциональном. Его содержание включает две стороны. Собственно-эмоциональное развитие - ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений. Опосредованно - эмоциональное развитие - преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом. Охарактеризуем первую сторону. Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций. Социально-опосредованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках «эмоционально-личностного общения». Первый результат его правильной организации у трехмесячного малыша - «комплекс оживления», или эмоциональное общение с взрослым в доречевой период жизни. В дошкольном возрасте эмоциональные реакции - это в основном отклик на поступки и действия людей. Лежат они в основе отзывчивости ребенка, выразительности его экспрессивных действий. Работу в адекватном эмоциональном реагировании целесообразно проводить посредством специально организованного содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами - разномодальными ощущениями. Основное влияние на сенсорные процессы обусловлено тем, что сенсорная и эмоциональная сферы взаимосвязаны, эмоциональный тон сопровождает ощущения, восприятие. Обогащая сенсорный опыт детей можно одновременно непроизвольно влиять эмоциональную сферу, вызывая эмоциональные реакции. При соответствующих педагогических условиях эмоциональные реакции из трудноразличимых, постепенно, становятся яркими, выразительными. Особенно, когда в раннем возрасте используются эмоционально-сенсорные игры, пробуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители. Например, поглаживающие действия в игре «Сорока-сорока», раскачивающие в игре «По ровной дорожке» и т.д. В старшем дошкольном возрасте характер подачи сенсорной информации усложняется в сторону более тонкой нюансировки, комплексности воздействия (зрительно-вестибулярные, зрительно - слухоосязательные и т.д.), изолирования одного из анализаторов (например, закрыть глаза или уши). В качестве основных методов выделим: игровую драматизацию - идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации; создание ситуаций морального выбора - побуждающих проектировать поведение; оценивающее воздействие - способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствительности, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости. Развитие представлений об эмоциях – это, прежде всего, выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена: осознание детьми факта возникновения эмоций; понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи); осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления; расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию; формирование ценностных представлений: нравственных - добро, свобода, милосердие, честность, справедливость интеллектуальных - истина, знание, творчество; эстетических - красота, гармония; социальных - семья, этнос, отечество; валеологических - жизнь, здоровье, пища, воздух, сон; материальных - предметы труда, быта, жилище, одежда. Чаще всего эмоциональное воспитание происходит во время специальных развивающих игр. «На что похоже настроение?», «Дотронься до...», «Поварята» - в них дети учатся сопереживать, чувствовать других; «Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» - направлены на снятие страхов и повышение уверенности в себе. «Развлечение с подушками» - помогает снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть. По правилам, в этой игре, можно драться. Но только мягкими предметами. «Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?» - игры с карточками, изображающими различные эмоции. «Рисуем музыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рисуем маму из цветов» - эти игры развивают у детей ощущение свободы и творческую активность. Из рисунков впоследствии можно устраивать выставки. Варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы Младшая группа. Основными задачами на этом возрастном этапе являются: -побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов; - поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности. Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры: -«Путешественники» - воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.); -игры с водой - пускать кораблики, купать игрушки; - «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики); -«Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д. Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности. В младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоционалъные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п. Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д. Средняя группа. На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухоосязательные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры. -«Кто в домике живет?» - воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают мимикой, движениями свои впечатления от «посещения» того или иного домика. -«Вкусно-невкусно»; - «Как много запахов вокруг» и т.д. Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры, игры имитации - воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. «Передай движениями» - содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям. В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения: - состояния человека - удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.; -словосочетаниями, отражающими оттенки настроений - не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.; - учить подбирать синонимы - радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый; - находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния - злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; -понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику. Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями разных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д. Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять--шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные - отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести человека в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.). Старший дошкольный возраст. К задачам этого возрастного этапа относятся: - совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых; - стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования. Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них: -«Сурдопереводчики» - воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки. -«Маленький народ» - содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения. Тра-та-та-тра-та-та, Растворились ворота, А оттуда, из ворот, Вышел маленький народ. Один дядя - вот такой, Другой дядя - вот такой, Третий дядя - вот такой, А четвертый - вот такой. Одна тетя - вот такая, А вторая - вот такая, Третья тетя - вот такая, А четвертая - вот такая... Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.п. Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, со-радование, содействие. В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения. «Раз, два, три, нужное место найди» - воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению. В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий. Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их: Царевна - Несмеяна, Вовка - добрая душа, Девочка - ревушка, Дюймовочка, Вот какой рассеянный, Гадкий утенок, Крошечка - Хаврошечка, Золушка и т.д.). Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Соответствующим образом организованная работа - образовательная, совместная, самостоятельная деятельность, по эмоциональному развитию способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить проблемы негативного поведения детей. Игра, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.
|