Семейный час «Воспитание привычек у ребенка» |
Воспитание | |||
Автор: Алчинова Екатерина Леонидовна | |||
21.04.2015 20:55 | |||
Семейный час «Воспитание привычек у ребенка» Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей. Форма проведения: круглый стол Оборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участников. Ход мероприятия. Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как воспитывать привычки у ребенка. (слайд 2) Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу».
Часто после того, как ребенку исполнилось три года, родители начинают замечать, что в поведении, высказываниях их малышей появляются такие элементы, за которые родителям остается только краснеть. И все вокруг только удивляются, где ребенок такое мог увидеть или услышать? В случае если малыш посещает детские учреждения или часто играет с детьми на улице, то родители полагают, что все негативные моменты поведения являются результатом влияния окружающих. Ну а если ребенок еще не умеет говорить, то такое поведение обычно объясняется родителями наследственностью, причем конечно не со своей стороны... С точки зрения воспитания взрослый человек, а особенно родители для малыша являются наиболее авторитетным источником, который дает пример для подражания в различных ситуациях. Но так как ребенок еще не способен анализировать поступки с моральной точки зрения: хорошо или плохо, он копирует абсолютно все, чаще даже не осознавая это. Психологами давно доказано, что воспитание и научение через наблюдение являются одним из эффективных способов формирования поведения. В первые пять лет жизни ребенка происходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения за поведением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почему ребенок поступает так, а не иначе. Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». (слайд 3) Дискуссионная часть Ведущий: Когда начинают формироваться привычки? (слайд 4) Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т. д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо неё стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка. Дискуссионная часть Ведущий: Как воспитываются привычки? (слайд 5) Привычка воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями, приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными. Родители должны лишь позаботься о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия. Чаще всего родители жалуются на такой недостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убрать забыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое с игрушкой. Такая же картина может наблюдаться и с книжками, одеждой, карандашами и любыми другими предметами, с которыми ребенок часто взаимодействует. Умение убирать за собой — элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучать малыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенку в дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логического завершения, таким образом, будут формироваться такие качества как безответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристики могут стать доминирующими чертами личности. Для того чтоб сформировать у ребенка привычку завершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации: - у каждой вещи в доме должно быть строго определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д. - ваш личный пример, если ребенок видит, как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду на кресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, то в таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такую манеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать к таким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействует на ребенка намного сильнее слов. Запомните, что поведение ребенка в первую очередь отражение вашего поведения. То же самое касается и научения ребенка другим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а не кричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Если ребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винить воспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первую очередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеалом поведения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которые хотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностью возникнут проблемы поведенческого характера. В дошкольном возрасте невозможна коррекция нежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа, но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный пример поведения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль. Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка, и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, его способы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большей вероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас. Дискуссионная часть Ведущий: Что такое вредные привычки? (слайд 6) «Вредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии» — такое толкование могут найти родители в энциклопедии. Пугающее, потому что вредные привычки, оказывается, далеко не так безобидны и пальчик во рту должен быть сигналом тревоги: малышу плохо! Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Он может бессознательно злиться на родителей, оставивших его одного, может испытывать сильные негативные чувства к бабушке, вдруг занявшей место любимой мамы. Следом накатывает волна стыда за такие мысли, и малыш срывает чувства на собственном теле: грызет ногти, накручивает на пальчик волосы, то есть на подсознательном уровне пытается причинить себе боль. Вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого. Таким образом, вредные привычки — признак сильной тревожности. Важно понимать, что причины, провоцирующие такое поведение, имеют под собой реальную почву. Часто это проблемы общения между детьми и родителями. (слайд 7,8) Приведем варианты возможных тревожных ситуаций.
Дискуссионная часть Ведущий Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого? (слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14) Привычка держать палец во рту Если ребенок держит палец во рту — значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети, которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве. Специалисты советуют предпринять следующие шаги:
Привычка плакать, ныть и хныкать Причины хныканья могут быть различными: малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок — юный солист-манипулятор.
Привычка кусаться Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей. Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание. Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно. Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению:
Привычка ругаться Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители. Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки», значит, родители сражаются с ветряными мельницами. Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?
Ведущий От привычки одним обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке. Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой–то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестаёт быть актуальной, привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки. (слайд 15) Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной). (слайд 16) Наследственность обуславливает лишь темперамент, тип высшей нервной деятельности, а навыки, привычки, характер формирует окружающая среда. Поэтому главными творцами личности ребенка в первую очередь являются его родственники – папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки — привычки их детей. (слайд 17) Памятка для родителей «Как воспитывать детей» Вот несколько общих элементарных правил, которыми стоит руководствоваться взрослым при воспитании ребенка. 1. Нельзя унижать ребенка. Мы иногда в сердцах говорим ребенку: «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «За что меня Бог наказал таким ребенком!» Всякий раз, когда мы произносим что-то подобное, мы разрушаем положительную самооценку сына или дочери. Наши дети начинают чувствовать вину за то, что вообще живут на свете. С этим чувством вины далеко не уйдешь, можно вырасти глубоко несчастным человеком. 2. Никогда не нужно угрожать. «Только попробуй это сделать, как дам!» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребёнка бояться и ненавидеть нас. От угроз ребёнок не перестанет вести себя кое-как, либо перестанет вести себя здесь и сейчас, а потом отыграется — можно это назвать «законом сохранения шалостей». Кроме того, малыш перестанет уважать вас как лидера. Помните: слабый грозит кулаком, сильный — пальцем. 3. Не следует вымогать обещаний. «Пообещай, — говорит мама провинившемуся ребёнку, — что больше никогда-никогда так делать не будешь». И ребенок охотно обещает. А вскоре вновь повторяет свою шалость. Мама в недоумении: «Как! Ты же дал слово!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему — когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний будет развивать в нем либо чувство вины, либо научит циничному разнобою в словах и делах. 4. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок не почувствует, что может сделать что-то сам. А это опять-таки снижает самооценку, приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает его к мысли, что можно не напрягаться — и так все тебе сделают. Многие родители недооценивают возможности своих детей и делают за них то, что они и сами могут. 5. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Начните издалека: «Скоро будем ужинать», «Мороженое на десерт может растаять» и пр. Тогда он, по крайней мере, не скажет, что не был предупрежден. 6. Нельзя потакать ребенку и слепо идти у него на поводу. Вседозволенность может возникнуть тогда, когда дети чувствуют: родители не в силах настоять на своем. Это значит, думают дети, что правила не имеют четких границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет», «белое» и «черное», тем проще ребенку (особенно маленькому) понять, чего вы, собственно, от него хотите. 7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным. Наедине с сыном мама во время обеда разрешает ему залезть в свою тарелку и умиленно хихикает. Когда приходит подруга и все вместе садятся за стол, мама в ужасе от того, что малыш нахально лезет во все тарелки, и ругает его. Есть волшебное слово, заключающее в себе один из главных секретов воспитания — это последовательность. Будьте последовательны. Ребенок не в состоянии понять все ваши «иногда», «может быть», «только по праздникам». Можно вырастить неврастеника, если, надев старую одежду, будете возиться с ребенком в грязи, а потом рассердитесь, когда в другой раз, играя, он испачкает свой или ваш костюм. Надо дать ему понять, что есть вещи, которые он может делать только с вашего разрешения. Бесспорно, каждый из вас может продолжить этот список своими собственными заповедями, сверяясь со своим опытом родительской любви и заботы. Выступление докладчика может быть завершено ответами на вопросы родителей на интересующие их темы.
|