Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности народной педагогики в воспитании дошкольников
Воспитание
Автор: Полукарова Марина Викторовна   
22.04.2015 17:41

Особенности народной педагогики в воспитании дошкольниковОсобенности народной педагогики в воспитании дошкольников

М. В. Полукарова (педагог ГБОУ СОШ № 978 ЮАО г. Москвы)

Традиция является стержнем всей культуры, в основе которой лежит нравственность.

В русской традиции заключена народная мудрость, память предков, весь бесценный нравственный опыт народа, по нравственному воспитанию, передававшийся из поколения в поколение и дошедший до нашего времени.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры — были направлены в первую очередь на воспитание детей.

Причем как система воспитания традиция развивалась в соответствии с условиями жизни общества, так сравнивая и разбирая сказки видно, что многие из них менялись в зависимости от исторических условий. По мере изменений жизни общества, появлялись и новые сказочные сюжеты, которые отражали знания и представления об окружающем мире и отражали нравственные стороны развития народа.

Сказки, пословицы и поговорки формировали у детей основы нравственности, в них раскрывались нравственные нормы и базовые понятия морали, такие как: справедливость, совесть, сострадание, миролюбие, долг, честь и др.

В сказке добро всегда побеждало зло, герои жертвовали собой во имя людей и Родины. Многие сказочные сюжеты были посвящены и связаны с темами: труда, семьи (уважение и помощь родителям и младшим братьям и сестрам), друзьям, миру, Отчизне и т.д.

 

Кроме того, в живой образной и поэтической форме, у ребенка шло развитие речи, воображения.

Народные загадки — развивали наблюдательность, память и мышление. Уметь найти разгадку, подумать и дать правильный ответ, не так просто как кажется на первый взгляд. При этом шло и развитие творчества, ведь умение образно мыслить, наблюдения за явлениями природы и миром развивают сознание и способности. Ребенок, нашедший ответ, например, «между капустой и ста одежками» может составлять уже и собственные загадки.

Загадки создаются и сейчас, отражают элементы современной жизни и используются в процессе развития и воспитания дошкольников, например:

«По какому животному ходят люди и проезжают машины?». Ответ: Зебра.

«Из горячего колодца через нос водица льется» Ответ:

Чайник.

Одним из важных моментов воспитания и обучения в русских традициях, является раннее вовлечение детей в разные виды деятельности (игровую, творческую, трудовую).

Игры — как средство воспитания, являются наиболее эф-фективным моментом развития дошкольников.

С глубокой древности игры приучали детей к вступлению во взрослую жизнь. Любая игра — есть развитие человека. В основе игры лежит ситуация, в которой сталкиваются различные интересы (происходит борьба). Главное правило выражается крылатым выражением: «в споре выясняется истина». В игре заложен интерес, основанный на соревновании, в стремлении быть лучшим.

У детей есть характерная особенность отождествлять себя с героями сказок и любимыми литературными героями.

Это все связано с природными особенностями «живых» видов — «обезьянничать», т.е. подражать, копировать поведение своих родителей. В природе от этого напрямую зависит развитие и выживание видов. Отсюда, если детям с раннего возраста прививать правильные взгляды, образы, нравственные идеалы, развивая эти данные от природы особенности организма, эффект нравственного развития и воспитания будет впечатляющим.

Примеры игр: Разбор проступков отрицателънъос ска-зочных героев: Змея Горыныча, Кащея Бессмертного, обманщика купца, жадного попа (из сказки А.С. Пушкина) и т.д. В основе лежит метод примера, который является как методом, так и средством воспитания. Этот метод очень действенен, и может применяться в форме создания разных игровых ситуаций.

Игра: «Цветик-семицветик» (по методике курса: Азбука нравственности»). Данная игра может проводиться (с адаптацией учета возраста) как в дошкольных учреждениях, так и начальной школе. Детям напоминается (читается пли рассказывается) сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультфильма. Выставляется нарисованный на листе «Цветик-семицветик» (также, можно дать подобный «Цветик-семицветик из бумаги каждому ребенку) и ищу слагается «встать на место девочки Жени», проговорить н сказать свои нравственные желания (воспитатель их записывает на лепестках бумажного цветка). Задание воспитатель может конкретизировать: сказать желание для себя, для своих близких и родных, для друзей, для всех людей. После этого цветики-семицветики» собираются воспитателем.

Игра: «Золотая рыбка» (по методике курса: «Азбука }цшвственности»). «Представь себе: приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?»

Для создания особого настроения, и введения ребенка в роль или сказочную ситуацию, можно ввести такие элементы как: волшебная палочка, разыграть сценку с появлением золотой рыбки или просто вырезать рыбку и цветной бумаги или картона. Пусть рыбка «подплывает» к каждому и спрашивает, какие хорошие и добрые слова ребенок знает (эти слова воспитатель или его взрослый помощник фиксирует), низкое желание он хочет исполнить и для чего.

  • Заметим, что своеобразие методики в том, что дети выступа ют как бы в роли заказчика, а не исполнителя желаний — не

от них самих, а от рыбки зависит, исполнится или нет назван-ное желание или просьба.

Игра: «Сказка в нашем мире». Суть игры: в нашем мире появляется сказочный персонаж или существо, которое не знает о нем ничего, задает наивные простые вопросы по принципу: А что это такое?; А почему так? и т.п. Дети (игроки) отвечают на его вопросы. Выигрывает тот, кто наиболее просто и правильно ответил на предлагаемые вопросы. «Персонажем сказки» может быть сам воспитатель. Вопросы могут быть разными (в зависимости от поставленных задач, раскрытие внутреннего мира, расширение кругозора и т.п.). Примерные вопросы (в зависимости от возраста): А почему мальчик подобрал на дороге бумажку и бросил ее в корзину?; А почему люди садятся в железную штуку с рогами (троллейбус)?; А, что нужно делать перед едой? и т.п.

«В здоровом теле — здоровый дух» — гласит народная мудрость, так наши предки донесли до нас определение нравственного здоровья человека.

Нравственность — опора семьи и государства. Основой для этого является нравственное воспитание и развитие наших детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год