Консультация для родителей "Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности" |
Воспитание | |||
Автор: Андреенко Татьяна Александровна | |||
22.07.2024 23:31 | |||
Тема: "Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности".
В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения. Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый… Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности. Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы: Предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей. Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов. Спонтанно-исследовательский. Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию. Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать). Вариативный. Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей. Преобразующий. Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности. Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к социальному миру, составила авторские дидактические игры. Д\и “Радио” Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о ребенке, который потерялся. Развивать речевую память. Воспитатель составляет описательный рассказ о ребенке, дети угадывают, кто потерялся. Дети выполняют роль ведущего. Д\и “Мастерица”. Цель: Развивать творчество, фантазию, умение раскрашивать наряды кукол. Дети разукрашивают готовые трафареты одежды. Дети рисуют одежду и вырезают ее. Дети сортируют одежду по сезонному значению. Литература 1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание.- 1982.- № 3 С. 17-19 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., Просвещение, 1991. – 189 с. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., Просвещение, 1972. – 198 с. 4. Годовикова Д. Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докла¬дов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989, 143 с. 5. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность // Семья и школа. 1985. № 10 С. 24-26 6. Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду. - М., ИМПЕКС, 1992, 122 с. 7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. – М., Просвещение, 1986, 176 с. 8. Кисленко В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами детьми раннего возраста. – М., Просвещение, 1981, 98 с. 9. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью. – М., 1998, 97 с. 10. Козлова С.А. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников на материале ознакомления с техникой, 1995, 80 с. 11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Просвещение, 1998, 132 с. 12. Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 9 С. 23-25 13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., Просвещение, 1981. – 112 с. 14. Мухина В.С. Детская психология. – М., Просвещение, 1985. – 74 с. 15. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 4 С. 11-15 16. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, -М., Просвещение, 1980. – 154 с. 17. Педагогический словарь / Под ред. И.М. Кантора. – М., Просвещение, 1960. – 243 с. 18. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследо¬ванию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 23-25 19. Развитие общения дошкольников со сверст¬никами / Под ред. А. Г. Рузской, М., Просвещение, 1989, 112 с. 20. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., Просвещение, 1986, 114 с. 21. Рубинштейн С. Л. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1976. – 198 с. 22. Смирнова Е. О. Влияние общения ребенка со взрослыми на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. пед. наук дис. М., 1977, 30 с.
|