Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. |
Воспитание | |||
Автор: Керш Анастасия Александровна | |||
23.07.2024 11:11 | |||
Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности и при ознакомлении с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Музыкальная деятельность Организация восприятия музыки с такими детьми требует использования коррекционно-направленных приемов, подготавливающих их к данному процессу. Это может быть рассказ педагога, беседа о музыке, небольшие подсказки в виде вопросов, словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картинок, графических моделей, цветных таблиц и др.). Целая система разнообразных ритмических упражнений разработана с целью развития движений под музыку. Известно, что, например, младшие дошкольники с проблемами в развитии, слушая энергичную, ритмичную музыку, воспринимают ее общее настроение в связи с определенным характером движения. Разнообразные двигательные упражнения под музыку позволяют им лучше почувствовать ее характер и те изменения, которые происходят в процессе звучания произведения. На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения.
В специальном детском саду образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающим содержанием, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировку в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.), эмоциональной и двигательной выразительности и др. Занятия проводит руководитель по музыкальному воспитанию, преимущественно, в первой половине дня. Изобразительная деятельность На занятиях изобразительной деятельностью, кроме ранее перечисленных задач, знакомят с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор). Театрализованная деятельность Так же детей знакомят с различными видами театра: теневым, пальчиковым, кукольным, воспитывают любовь к театру. У детей развивают умение разыгрывать сценки из знакомых сказок, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева). При обучении художественно-речевой деятельности детей с задержкой психического возможна композиция таких методов, как словесные, наглядные, практические. Так, детям может быть предложена беседа по сюжету знакомой сказки, рассматривание иллюстраций с разными эпизодами из нее, а затем инсценирование сюжета сказки с помощью собственных образных движений или с помощью выкладывания силуэтных изображений персонажей сказки на фланелеграфе. При этом большую роль может играть образец педагога — интонационно-выразительная речь, показ характерных движений персонажей сказки, их мимики и пантомимики. [18] Использование репродуктивных методов особенно эффективно при организации художественных занятий детей с задержкой психического развития Они широко используются в изобразительной деятельности, музыкальной, театрализованной. Эти методы эффективны, когда учебный материал носит в основном информативный характер и не требует от учащихся самостоятельных поисковых действий. Вместе с тем они не позволяют активно развивать мышление ребенка, не нацеливают на поисковые действия, формализуя процесс обучения. Чрезмерное использование репродуктивных методов ведет к зубрежке, т. е. формальному заучиванию материала, что недопустимо в случае общения с искусством. Здесь важно оптимальное сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях. В Работе с детьми с задержкой психического развития следует, помимо методов, активизирующих их познавательную деятельность, использовать, например, показ ярких художественных произведений, иного дидактического материала в поэтапной динамике. Важное место в эстетическом развитии имеет развивающая среда. Педагоги специального детского сада должны обратить внимание на эстетическое оформление помещений и дидактических пособий. Учитывая особенности восприятия детей с ЗПР, следует обратить внимание на колер краски, которая используется для окрашивания помещений. Он должен быть спокойного светлого тона, на котором особенно ярко выделяются картины, игрушки, элементы декора. Следует ограничивать количество игрушек и декоративных элементов, так как загромождение помещения не способствует сосредоточению внимания детей и дезорганизует их деятельность. Через некоторое время для поддержания интереса часть игрушек необходимо заменять. Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми требует привлечения разнообразных приемов и методов. Воздействие на ребенка с задержкой психического развития с помощью искусства может сыграть положительную роль в развитии речи, познавательной деятельности в целом, совершенствовании его саморегуляции, игровой деятельности, преодолении личностной незрелости, нарушений эмоционально-волевой сферы, в развитии моторики. Организуя коррекционное воздействие средствами искусства на детей с задержкой психического развития, следует помнить, что отклонения в развитии этих детей часто вызваны органическим поражением центральной нервной системы.
|