Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада, как средство воспитания детей дошкольного возраста. |
Воспитание | |||
Автор: Завильская Светлана Анатольевна | |||
03.07.2024 12:14 | |||
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада, как средство воспитания детей дошкольного возраста. Завильская Светлана Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ д/с «Радость» СП д/с №202, город Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрыты вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада. Сделан акцент на основные компоненты РППС, отражающие индивидуализацию образовательного процесса. Доказывается, что организация развивающей среды в группе, выстроенная с учетом принципов индивидуализации, является действенным способом поддержки дошкольников в использовании своих способностей, стимулирования их самостоятельности, инициативности и творчества.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, старший дошкольный возраст, оформление группы, компоненты развивающей среды, индивидуализация развивающей среды, развитие ребенка. Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе строится таким образом, чтобы каждый воспитанник наиболее эффективно развивал свою индивидуальность в соответствии со своими склонностями, интересами и уровнем активности. Педагоги насыщают развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, двигательную, речевую и эмоциональную деятельность детей. Все мы знаем, что при переходе дошкольника в старшую группу меняется его психологическая позиция: сейчас он чувствует себя старшим среди других детей в детском саду. Педагогам важно поддерживать это ощущение. И тут на помощь приходит развивающая среда, точнее сказать, такая ее организация, при которой дошкольники будут проявлять самостоятельность, инициативу и познавательную активность. Педагогам необходимо выстраивать партнерские отношения с воспитанниками – спрашивать мнение детей по способам изменения среды в группе, вовлекать их в процесс создания и преобразования окружающей обстановки. Поскольку развитие ребенка-дошкольника активно происходит в деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах, то для этого вокруг ребенка должна быть создана специальная среда, в которой он может «жить» и учиться самостоятельно. Созданная вокруг дошкольника 5-6 лет развивающая среда способствует развитию и формированию сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта, научению упорядочивать и сопоставлять разные явления, получению опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поэтому, можно сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе детского сада является одним из важнейших условий развития дошкольников. Подготовка развивающей среды старшей группы – задача не простая! Очень быстро дети наши вырастают! Развивающая среда в группе организована по 5 образовательным областям, каждая из которых представлена определенными видами детской деятельности. Для детей обустроены максимально открытые полки с игровым оборудованием и с прозрачными контейнерами для игрового материала. Все игрушки и игровой материал согласно принципу доступности размещен на уровне глаз детей и вытянутой руки. В группе каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещено по центрам развития. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, сюжетные игры, игры с модулями. Чтобы осуществлять баланс между стабильностью и динамичностью среды, внедрены многофункциональные маркеры для игрового пространства. Это универсальные ширмы, мольберты. Эти конструкции легко трансформируются, переносятся и обрабатываются. А также легко превращаются в стенд «У меня получилось» для предоставления продуктов детской деятельности, что в свою очередь является очень важным условием индивидуализации среды. Воспитанники могут самостоятельно перемещать все игровые атрибуты в пространстве группы, взаимозаменять их в соответствии со своими игровыми замыслами. Итак, рассмотрим особенности (компоненты) организации развивающей среды, которые мы подготовили для детей старшего дошкольного возраста, отражающие индивидуализацию образовательного процесса. «Уголок именинника». День рождения –самый яркий и любимый праздник, которого ребёнок ждёт с нетерпением и, конечно же, хочет, чтобы все об этом узнали. Полноценно справляется с этой задачей стенд с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный названием сезонов, месяца, числа. «Экран настроения». Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. Поэтому мы в своей работе используем данный экран. Каждое утро дети, приходя в группу, вывешивают свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению. Работа с «экраном настроения» вызывает большой интерес и эмоциональный отклик у детей и является очень эффективным в реализации задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый. «Доска выбора». Среда организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, и во что играть. Индивидуализация осуществляется тогда, когда дети выбирают определенный центр активности. В этом им помогает доска «Я выбираю», на которой обозначены различные уголки активности, символы, понятные детям и места для обозначения собственного выбора детей. «Место сбора». Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки, сотрудничества, общего положительного эмоционального фона. Здесь происходит обмен информацией, выявление детских интересов, формирование мотивации к предстоящей деятельности, планирование деятельности в центрах. Также здесь вспоминаем и обсуждаем правила группы, при необходимости вносим новые. Кроме того, по необходимости (в зависимости от темы дня или от пожеланий детей) распределяем роли и обязанности на день – в этом нам помогает коробочка с бейджами с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др. Ребенок здесь – активный участник. «Центр уединения и отдыха». Уголок отдыха содержат в себе мягкие модули, кресла, пуфы, которые служат как местом для релаксации, так и объектом игрового взаимодействия детей. Здесь есть удобный диванчик, ребенок может присесть, отдохнуть, посмотреть, понаблюдать за взрослыми и детьми. Для психологического комфорта и уединения имеется трансформируемый уголок уединения в виде палатки. Это то место, где дети могут спрятаться от внешнего мира. В нем можно стресс и напряженье снять, подумать о хорошем, сокровенном, а если хочется – поплакать или покричать. «Звезда дня». На видном месте есть плакат с фотографией дошкольника, избранного «звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди занимает это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты. «Я умею, я люблю, хочу научиться». Данная рубрика заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель. «Ладошки успеха». Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения. Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик. «Портфолио ребенка». Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник. «Наша жизнь, наши успехи». Демонстрация личных достижений ребенка в городских и всероссийских конкурсах, выставках. Здесь Ребенок – гордый созерцатель; а воспитатель – организатор. «Мои творческие работы». А здесь мы выставляем индивидуальное творчество наших дошколят. Каждый ребенок сам подписал копилку. Вот такие прекрасные рисунки, поделки бережно хранят воспитанники. Ведь Ребенок – творец; а воспитатель – координатор; ну и родитель – соучастник. Также в группе выделено место для Персональной выставки наших юных талантов. Например, в уголке для самостоятельной изобразительной деятельности детей кроме широкого спектра изобразительных и дидактических материалов размещена индивидуальная выставка юной художницы. Так как для старших дошкольников важно представлять продукты собственной деятельности, здесь выделили место для кармашков с секретиками, в которые дети могут в течение дня положить свои любимые игрушки, свои интересные рисунки и загадочные секреты от друзей и родителей. «Индивидуальные мини-проекты». Уголки в группе оснащены материалом для развития познавательной активности детей, осуществления опытнической и экспериментальной деятельности. Представлены проекты воспитанников в различных видах деятельности, что учитывает индивидуальные потребности каждого дошкольника. Семейные мини-проекты, демонстрирующие индивидуальные интересы и увлечения воспитанников представлены так же в спортивном уголке, в центре безопасности, в патриотическом уголке. Кроме мини-проектов в среде группы мы размещаем различные коллекции, собранные воспитанниками и их родителями. В представленной модели развивающей предметно-пространственной среды дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность. В ней развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое важное – происходит развитие его личности. Компоненты нашей развивающей среды способствуют установлению и утверждению чувства уверенности дошкольника в своих силах и возможностях. Организация образовательного пространства должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.
|