Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада, как средство воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитание
Автор: Завильская Светлана Анатольевна   
03.07.2024 12:14

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада, как средство воспитания детей дошкольного возраста.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада, как средство воспитания детей дошкольного возраста.

Завильская Светлана Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ д/с «Радость» СП д/с №202, город Нижний Тагил

Аннотация: В статье раскрыты вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада. Сделан акцент на основные компоненты РППС, отражающие индивидуализацию образовательного процесса. Доказывается, что организация развивающей среды в группе, выстроенная с учетом принципов индивидуализации, является действенным способом поддержки дошкольников в использовании своих способностей, стимулирования их самостоятельности, инициативности и творчества.

 

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, старший дошкольный возраст, оформление группы, компоненты развивающей среды, индивидуализация развивающей среды, развитие ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе строится таким образом, чтобы каждый воспитанник наиболее эффективно развивал свою индивидуальность в соответствии со своими склонностями, интересами и уровнем активности. Педагоги насыщают развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, двигательную, речевую и эмоциональную деятельность детей. Все мы знаем, что при переходе дошкольника в старшую группу меняется его психологическая позиция: сейчас он чувствует себя старшим среди других детей в детском саду. Педагогам важно поддерживать это ощущение. И тут на помощь приходит развивающая среда, точнее сказать, такая ее организация, при которой дошкольники будут проявлять самостоятельность, инициативу и познавательную активность. Педагогам необходимо выстраивать партнерские отношения с воспитанниками – спрашивать мнение детей по способам изменения среды в группе, вовлекать их в процесс создания и преобразования окружающей обстановки. Поскольку развитие ребенка-дошкольника активно происходит в деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах, то для этого вокруг ребенка должна быть создана специальная среда, в которой он может «жить» и учиться самостоятельно. Созданная вокруг дошкольника 5-6 лет развивающая среда способствует развитию и формированию сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта, научению упорядочивать и сопоставлять разные явления, получению опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поэтому, можно сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе детского сада является одним из важнейших условий развития дошкольников.

Подготовка развивающей среды старшей группы – задача не простая! Очень быстро дети наши вырастают! Развивающая среда в группе организована по 5 образовательным областям, каждая из которых представлена определенными видами детской деятельности.

Для детей обустроены максимально открытые полки с игровым оборудованием и с прозрачными контейнерами для игрового материала. Все игрушки и игровой материал согласно принципу доступности размещен на уровне глаз детей и вытянутой руки. В группе каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещено по центрам развития. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, сюжетные игры, игры с модулями. Чтобы осуществлять баланс между стабильностью и динамичностью среды, внедрены многофункциональные маркеры для игрового пространства. Это универсальные ширмы, мольберты. Эти конструкции легко трансформируются, переносятся и обрабатываются. А также легко превращаются в стенд «У меня получилось» для предоставления продуктов детской деятельности, что в свою очередь является очень важным условием индивидуализации среды. Воспитанники могут самостоятельно перемещать все игровые атрибуты в пространстве группы, взаимозаменять их в соответствии со своими игровыми замыслами.

Итак, рассмотрим особенности (компоненты) организации развивающей среды, которые мы подготовили для детей старшего дошкольного возраста, отражающие индивидуализацию образовательного процесса.

«Уголок именинника». День рождения –самый яркий и любимый праздник, которого ребёнок ждёт с нетерпением и, конечно же, хочет, чтобы все об этом узнали. Полноценно справляется с этой задачей стенд с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный названием сезонов, месяца, числа.

«Экран настроения». Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. Поэтому мы в своей работе используем данный экран. Каждое утро дети, приходя в группу, вывешивают свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению. Работа с «экраном настроения» вызывает большой интерес и эмоциональный отклик у детей и является очень эффективным в реализации задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый.

«Доска выбора». Среда организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, и во что играть. Индивидуализация осуществляется тогда, когда дети выбирают определенный центр активности. В этом им помогает доска «Я выбираю», на которой обозначены различные уголки активности, символы, понятные детям и места для обозначения собственного выбора детей.

«Место сбора». Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки, сотрудничества, общего положительного эмоционального фона. Здесь происходит обмен информацией, выявление детских интересов, формирование мотивации к предстоящей деятельности, планирование деятельности в центрах. Также здесь вспоминаем и обсуждаем правила группы, при необходимости вносим новые. Кроме того, по необходимости (в зависимости от темы дня или от пожеланий детей) распределяем роли и обязанности на день – в этом нам помогает коробочка с бейджами с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др. Ребенок здесь – активный участник.

«Центр уединения и отдыха». Уголок отдыха содержат в себе мягкие модули, кресла, пуфы, которые служат как местом для релаксации, так и объектом игрового взаимодействия детей. Здесь есть удобный диванчик, ребенок может присесть, отдохнуть, посмотреть, понаблюдать за взрослыми и детьми. Для психологического комфорта и уединения имеется трансформируемый уголок уединения в виде палатки. Это то место, где дети могут спрятаться от внешнего мира. В нем можно стресс и напряженье снять, подумать о хорошем, сокровенном, а если хочется – поплакать или покричать.

«Звезда дня». На видном месте есть плакат с фотографией дошкольника, избранного «звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди занимает это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты.

«Я умею, я люблю, хочу научиться». Данная рубрика заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель.

«Ладошки успеха». Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения. Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик.

«Портфолио ребенка». Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник.

«Наша жизнь, наши успехи». Демонстрация личных достижений ребенка в городских и всероссийских конкурсах, выставках. Здесь Ребенок – гордый созерцатель; а воспитатель – организатор.

«Мои творческие работы». А здесь мы выставляем индивидуальное творчество наших дошколят. Каждый ребенок сам подписал копилку. Вот такие прекрасные рисунки, поделки бережно хранят воспитанники. Ведь Ребенок – творец; а воспитатель – координатор; ну и родитель – соучастник. Также в группе выделено место для Персональной выставки наших юных талантов. Например, в уголке для самостоятельной изобразительной деятельности детей кроме широкого спектра изобразительных и дидактических материалов размещена индивидуальная выставка юной художницы. Так как для старших дошкольников важно представлять продукты собственной деятельности, здесь выделили место для кармашков с секретиками, в которые дети могут в течение дня положить свои любимые игрушки, свои интересные рисунки и загадочные секреты от друзей и родителей.

«Индивидуальные мини-проекты». Уголки в группе оснащены материалом для развития познавательной активности детей, осуществления опытнической и экспериментальной деятельности. Представлены проекты воспитанников в различных видах деятельности, что учитывает индивидуальные потребности каждого дошкольника. Семейные мини-проекты, демонстрирующие индивидуальные интересы и увлечения воспитанников представлены так же в спортивном уголке, в центре безопасности, в патриотическом уголке. Кроме мини-проектов в среде группы мы размещаем различные коллекции, собранные воспитанниками и их родителями.

В представленной модели развивающей предметно-пространственной среды дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность. В ней развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое важное – происходит развитие его личности. Компоненты нашей развивающей среды способствуют установлению и утверждению чувства уверенности дошкольника в своих силах и возможностях.

Организация образовательного пространства должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год