Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к людям разных национальностей |
Воспитание | |||
Автор: Керефова Светлана Хасановна | |||
30.06.2024 17:40 | |||
Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к людям разных национальностей В наше время, когда глобализация и миграция с каждым днём становятся всё более обыденными явлениями, воспитание у детей чувства толерантности и уважения к людям других национальностей приобретает довольно значимый характер. Умение проявлять толерантность, еще с раннего возраста, научит ребёнка взаимопониманию и последующему принятию всех различий и особенностей, окружающих его людей, что, в конце концов, гармонично отразится на картине взаимоотношений ребёнка, с его сверстниками и позволит избежать конфликтных ситуаций, по мере дальнейшего взросления. В данной статьемы рассмотрим основные понятия и методы воспитания детей, с целью привить им правильную модель поведения, для дальнейшего комфортного сосуществования с людьми, независимо от их мировоззрения и национальности. Толерантность — это способность, с уважением и обязательно без агрессии принимать мысли, поведение и особенности других людей, будь то этнические, культурные и религиозные различия. Важно отметить, что это не просто терпимость к другим, но и активное стремление к пониманию и сотрудничеству между людьми. Не стоит отрицать значимость такого важного качества, ведь, как и уважение, оно должно приобретаться ребёнком от родителя в процессе раннего воспитания. Толерантное сознание помогает детям лучше адаптироваться в многонациональной среде и избегать конфликтов, а также является неотъемлемой частью демократического общества, в связи с чем, процесс обучения, обязательно должен начинаться еще в семье и в дальнейшем, только больше закрепляться в образовательном учреждении. Это позволяет понять, что подобная практика должна стать одним из важнейших приоритетов в воспитании, как для родителя, так и для педагога, ведь позволяет укрепить социальную стабильность. Несмотря на то, что педагог имеет возможность, оказывать воздействие на мировоззрение ребёнка, ключевую роль в формировании у детей уважительного отношения играет именно родитель, так как является непосредственной моделью поведения, которую ребёнок будет стараться копировать. Следовательно, крайне важно, чтобы родители демонстрировали для ребёнка правильный пример, а также поощряли доброжелательное общение с людьми других этнических групп. Образовательные учреждения же, напротив, должны закреплять это чувство у ребёнка, создавая инклюзивную и поддерживающую среду, где дети могут учиться, избегая стрессовых ситуаций, вызванных недопониманием или травлей со стороны одногруппников, ведь один раз столкнувшись с подобным, он может получить психологическую травму или вовсе закрыться в себе. Для того чтобы не допустить подобного исхода, образовательная программа должна включать в себя проекты, направленные на изучение культурного разнообразия, чтобы детям было проще принять чужие ценности и познать особенности разных этносов. Медиа и социальные сети, так же имеют свой вес, в данном процессе, поэтому важно, чтобы ребёнок фильтровал информацию, получаемую оттуда, ведь она может сильно подорвать его отношение к другим людям, тем самым создавая негативные ассоциации, которые только сильнее закрепятся в его картине мира. Важно демонстрировать детям только положительные примеры межкультурного взаимодействия, чтобы развеять остатки возможного недопонимания и избежать формирования новых проблем. Уважение и толерантность это две разные, но при этом совсем не взаимозаменяемые категории, так как без первого, не может быть и второго, как и наоборот. Рассмотрим возможные методики и методологии, которые могут быть использованы в целях обучения ребёнка этим качествам. Некоторые из методов, которые могут использовать родители, включают в себя: Обсуждение культурных различий: Родители рассказывают своим детям о разнообразии мировых культур, свойственных им традиций и объясняют, что эти различия не являются чем-то плохим, а делают мир интересным и уникальным. Празднование культурных праздников/мероприятий: Участие в подобных мероприятиях позволяет детям лучше понять и на себе прочувствовать чужие традиции, позволяя свести к минимуму различного рода недопонимание. Пример поведения: Родитель должен показывать живой пример толерантного и уважительного отношения, однако для этого обязан сам верить в подобные идеалы, чтобы не добиться обратной реакции у ребёнка, по сути, это является основным и самым эффективным методом, ведь пока ребёнок только растёт, он как губка впитывает в себя всё что ему преподнести. В случае с образовательными учреждениями могут быть успешными, подобные практики: Инклюзивное образование: Создание инклюзивной среды, где дети разных культур, учатся вместе, узнают друг друга лучше и формируют гармоничные взаимоотношения. Это может оказаться значительным фактором, ведь ребёнок будет иметь непосредственный положительный пример в своей жизни, которым он сможет руководствоваться в будущем. Образовательные проекты и мероприятия: Данный метод является одной из практик, которую часто используют, не только в дошкольных образовательных учреждениях, но даже в вузах и школах. Он характеризуется, организацией школьных проектов, проведением различных мероприятий, направленных на изучение культурного разнообразия, что помогает приобщиться к чужим ценностям даже в осознанном возрасте, не говоря уже о детстве. Собой эти мероприятия представляют выставки национальных блюд, творчества, и прочих культурных ценностей, характерных для определённого народа. Занятия, направленные на принудительное приобщение: Введение специальных занятий, с программой, направленной на развитие межкультурного понимания и уважения. Нельзя насильно заставить ребёнка проявлять толерантность к другим людям, однако можно объединить образовательный процесс с культурным развитием и тем самым вручную подкорректировать отношение ребёнка в принудительном порядке. Таким образом, воспитание толерантности и уважения у детей является многогранным процессом, требующим активного участия и сотрудничества семьи, образовательных учреждений и общества, в котором живёт и взрослеет ребёнок. Литература:
|