РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ /из опыта работы оркестра «Солнечные нотки/ |
Воспитание | |||
Автор: Лазукина Анна Александровна Жукова Татьяна Сергеевна | |||
10.04.2024 19:41 | |||
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ /из опыта работы оркестра «Солнечные нотки/ Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю Антуан де Сент-Экзюпери Каждый ребёнок, особенно ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждается в родительской любви. Ребенок с ОВЗ, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» 29 декабря 2012 года №273 Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся). Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т.д.
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности. При планировании работы с семьями учитываем такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Каждая семья – это целая система, которая имеет свои внутренние родственные связи (родители, дети, родственники) и внешние связи с общественными организациями (детский сад/ школа, учреждения дополнительного образования и т.д.). Ведь это две важные составляющие в социализации ребенка. Оркестр «Солнечные нотки» был организован в ноябре 2013 года родителями «солнечной» девочки Маши – Валерием и Татьяной Ореховыми. Татьяна Орехова – детский музыкальный педагог – нашла силы и время для занятий музыкой с необычными ребятами, и привлекла к работе с оркестром педагогов-единомышленников. Это добрые и отзывчивые люди творческих профессий, помогающие детям: преподаватель изобразительного искусства, педагог по эстетическому воспитанию, руководитель арт-терапии. Благословление настоятеля Храма Вознесения Господня за Серпуховскими вратами протоиерея о.Константина (Татаринцева) помогло начать важное дело: репетиции долгое время проводились на территории храма. Сейчас занятия ведутся в Москве, на улице Радио. В оркестре участвуют дети в возрасте от 7 лет и старше: с синдромом Дауна, с ментальными нарушениями, с аутизмом, и их нормотипичные братья и сестры. Педагоги обучают их игре на духовых музыкальных инструментах (саксофон, кларнет, блокфлейта), фортепиано и мелодике, ударных инструментах и вокалу. Проводятся занятия по ознакомлению с нотной грамотой и сольфеджио, танцам. Кроме занятий музыкой, дети рисуют, играют в развивающие игры, занимаются кулинарией и йогой. Совместная работа на репетициях и творческая атмосфера занятий позволяют адаптировать детей с ОВЗ к жизни в обществе, открывают в детях новые творческие грани. У ребят расширяется круг общения, появляются совместные интересы. Одна из наших воспитанниц – Даша Ш. – девочка с синдромом Дауна, посещала инклюзивный оркестр «Солнечные нотки» вместе со своей нормотипичной сестрой Настей. Их мама отмечала, что Даша стала более открытой к людям, контактной, больше стала улыбаться, делиться игрушками. И если в детском саду основной упор делался на индивидуальные занятия с ребенком, то в оркестре занимались в подгруппах, и Даше это тоже пошло на пользу – развитие общения стало более продуктивным. Вдохновителем создания оркестра «Солнечные нотки» стал опыт коллег из Голландии. В этой стране весьма популярны музыкальные оркестры, состоящие из людей с синдромом Дауна. Основоположником данного направления является оркестр Jostiband, созданный в 1966 г. Это огромный оркестр (более 200 человек), в котором играют люди с синдромом Дауна от 18 до 93 лет. Оркестр Jostiband очень популярен у себя на родине, каждый месяц оркестр дает концерты, и, несмотря на стоимость билетов, в зале нет свободных мест. Этот оркестр является предметом национальной гордости в Голландии, широко известен и неоднократно выступал за рубежом. С 2015 года инклюзивный оркестр «Солнечные нотки» выступает на «большой» сцене. Является лауреатом Московских городских и международных конкурсов инструментальной музыки. Успешно гастролирует не только по России, но и за ее пределами. Музыкальные достижения воспитанников замечательно были оценены зрителями, пришедшими на концерт в Рязани, Пскове, Санкт-Петербурге, Вильнюсе (Литва), Кишиневе (Молдова), Ростоке и Гамбурге (Германия), Страсбурге и Париже (Франция). Организация профилактической работы с семьями дошкольников началась с подключения родителей к активному участию в деятельность образовательного учреждения. Глубоко убеждены, что родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Здесь важен комплексный подход всех педагогов и специалистов учреждения. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня. По нашему опыту, наиболее эффективным методом работы с родителями является индивидуальное консультирование, в ходе которого совместно анализируются и обсуждаются причины нарушений взаимоотношений в семье, предлагаются рекомендации, результаты проведенной коррекционной работы. Индивидуальные практикумы, направленные на обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, развитие речевого общения, социальную адаптацию осуществляются посредством участия и наблюдения занятий педагога с ребенком, привлечения родителей к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка праздников, спортивных мероприятий, открытые занятия…). В 2021 году на базе инклюзивного оркестра «Солнечные нотки» был организован «Оркестр мам», где мамы «солнечных» детей, с помощью педагогов стали осваивать незнакомые для себя музыкальные инструменты и исполнять популярную музыку. Родители! Систематически интересуйтесь делами своего ребёнка, радуйтесь его успехам, не огорчайтесь его временным неудачам. Терпеливо и заинтересованно выслушайте рассказы дочери или сына. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность ребёнка. Возвращаясь из детского сададомой он должен быть уверен, что здесь его встретят с любовью и радостью. Чувствуя вашу поддержку и заинтересованность, он не будет падать духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда любимые им и любящие его мудрые люди – папа и мама, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищённости делает его счастливым. Хочется завершить наш разговор стихами: Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. Калиман Н.А. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов. Таким образом, эффективно организованная помощь играет положительную роль для успешного развития, обучения и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ссылка на фотографию — оркестр «Солнечные нотки» https: //cloud. mail. ru/public/Dd78/8x5Mr8DxG Жукова Татьяна Сергеевна – ГБОУ «Школа №64», дошкольная группа №2, старший воспитатель; 8-915-117-96-77; Tatyana. Zhukova@sch-64. ru Лазукина Анна Александровна – ГБОУ «Школа №64, дошкольная группа №2, учитель-дефектолог; 8-915-307-00-35; Lazukina-chudakova@yandex. ru
|