Обучение и воспитание детей с особенностями развития |
Воспитание | |||
Автор: Баядян Марине Степановна | |||
28.03.2024 15:47 | |||
Обучение и воспитание детей с особенностями развития Баядян Марине Степановна Воспитатель МБДОУ ДС ЦРР №16 «Золотой ключик» Г. Кольчугино (дети с ОВЗ, дети-инофоны, одаренные дети, дети, испытывающие трудности в освоении учебных программ). Аннотация: в статье анализируется особенности обучения и воспитания детей с особенностями развития, Рассматривается специальное образование, как помощь учащимся с особенностями развития. Ключевые слова: специальное образование, дети с особенностями развития, ОВЗ, дети-инофоны, одарённые дети. Существует ряд причин, по которым ребенку может потребоваться специальная образовательная программа в школе. Специальное обучение может помочь учащимся, которые борются с задержками в развитии, такими как диспраксия или апраксия речи, и/или детям с ОВЗ, детям, которые испытывают проблемы в освоении учебных программ. Также может случиться так, что физические недостатки влияют на способность учащегося учиться так же, как его или ее сверстники, и необходимы специальные приспособления и материалы. То, что ребенок получает дополнительную поддержку, не означает, что он менее умный или талантливый, чем его сверстники. Вот почему один из самых важных способов, которыми родители или учителя могут помочь ребенку в специальном образовании, — это сосредоточиться на том, чтобы помочь ему найти свои сильные стороны.
Если учеба эмоционально и умственно истощает, необходимо много поощрения и мотивации, чтобы предотвратить развитие негативного отношения ребенка к школе и учебе. В понятии дети с особенностями развития, входят и одарённые дети, которым нужен специальный подход, подходящая нагрузка, более сложные и творческие проекты, которые раскроют творческий, умственный потенциал ученика. Дети-инофоны- учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны русским языком владеют лишь на бытовом уровне. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности. Трудности возникают так как учебники, программы, традиционные методики преподавания учебных дисциплин ориентированы на человека, для которого данный язык является родным. Дети-инофоны должны преодолеть языковой барьер, психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками. Важно помнить, что освоение языка — это длительный процесс, ребенок, приехавший из другой страны, не может научиться всему и сразу. Хотя дети гораздо быстрее овладевают языком, чем взрослые, и, порой, становятся переводчиками для своих родителей. Что считается специальным образованием? Многие учащиеся специального образования проводят большую часть или часть своего учебного дня в обычных классах. Разным учащимся могут быть полезны разные виды поддержки, и детский психолог-педагог или социальный педагог в школе должны порекомендовать метод обучения, который, по их мнению, будет работать лучше всего. Социальные факторы, такие как чувство смущения ребенка из-за того, что он нуждается в дополнительном внимании, или то, что обычный класс слишком отвлекает, будут влиять на это решение. В некоторых случаях ребенок и его или ее родители могут решить, что лучше посещать определённое учебное заведение, где все учащиеся имеют определенные трудности в обучении, или выбрать надомное обучение, чем выбор специальной образовательной программы в рамках обычной школы. Преимущества смены школы могут заключаться в том, что учащийся чувствует себя более комфортно среди сверстников, если у других детей такие же или похожие особые трудности в обучении. В специализированной школе обучение также осуществляется более гибко. Специальное образование отличается от коррекционного образования тем, что первое предназначено для учащихся, которые борются с ограниченными возможностями или нарушениями, тогда как коррекционное образование предназначено для любого учащегося, который, возможно, отстал в основных областях навыков школьной программы, независимо от причины. Некоторые учащиеся могут посещать классы специального образования, а также программу обучения для одаренных, если они продвинуты в определенных областях, но нуждаются в поддержке в других. Для одарённых учащихся необходимы три компонента, чтобы максимизировать свой потенциал: безопасная и гибкая среда обучения, надлежащая академическая строгость и двойной акцент на социально-эмоциональном обучении. Некоторые одаренные дети даже отказываются от своей исключительной способности пытаться «приспособиться» к своим сверстникам в социальном или культурном плане, в зависимости от ситуации. Чтобы предотвратить это, одаренные ученики нуждаются в учителях и родителях, чтобы помочь им принять свои способности и увидеть их в положительном свете. Задача учителя создать безопасную учебную среду, в которой уважаются и отмечаются навыки каждого, поощряется инициативность, а обучение на ошибках рассматривается, как возможность научится чего-то новому. В этих условиях не по годам развитые ученики научатся задавать вопросы, не опасаясь насмешек или презрения. Они также научатся отстаивать свои интересы, когда хотят подойти к проекту уникальным или творческим образом или когда чувствуют разочарование из-за скуки или сильных эмоций. Чтобы преуспеть, одаренным учащимся должна быть предоставлена возможность творческого выражения своих идей и возможность учиться инновационными способами, которые могут отличаться от их сверстников. Как помочь учащимся 1. Помогите им найти и развить свои сильные стороны. Ключом к инклюзивным программам специального образования является понимание и принятие учащихся такими, какие они есть. Это означает не только помощь им в преодолении их слабостей, но и помощь в поиске и развитии их талантов. Некоторые люди связывают потребности в специальном образовании с более низким интеллектом, но это не обязательно так. У каждого ученика, какие бы трудности в обучении у него ни были, есть сильные стороны, даже если он их еще не нашел! 2. Обеспечьте правильную стратегическую подготовку и приспособления. Нет двух одинаковых людей, и это особенно верно, когда речь идет об учениках, которые борются с физическими недостатками или особыми различиями в обучении, такими как РАС и СДВГ, где может проявляться широкий спектр способностей. Результатом большинства диагностических тестов является отчет, в котором даются рекомендации по стратегическому обучению, которые могут помочь учащемуся справиться с любыми проблемами, с которыми он или она сталкивается. Может случиться так, что также необходимы определенные приспособления, такие как набор текста на компьютере вместо письма от руки или чтение рабочих листов, напечатанных на бумаге определенного цвета специальным шрифтом. Что важно, так это периодически анализировать прогресс, которого достигает ребенок, чтобы можно было скорректировать стратегию обучения и приспособления, чтобы обеспечить максимальную пользу для учащегося. 3. Мотивируйте и поощряйте. Многим учащимся программ специального образования приходится работать больше, чем их сверстникам, чтобы достичь таких же результатов. Школа может быть утомительной физически, умственно и эмоционально. Вот почему так важно обеспечить достаточную мотивацию и поддержку, особенно для детей, которые борются с конкретной разницей в обучении, которую трудно увидеть. В худшем случае ребенку трудно учиться в школе, и в результате он начинает избегать учебы. Вы можете попытаться найти образцы для подражания в успешных людях, которые преодолели подобную проблему, или использовать то, что вы знаете о ребенке, чтобы найти те черты, которые побуждают его добиваться наилучших результатов. Подробнее о мотивации читайте в следующих сообщениях: Важность мотивации, Мотивация учащихся к чтению, Что побуждает учащихся учиться? Для одарённых детей учителя часто используют одну из следующих практик учебной программы:
Учебные привычки вне школы Учащимся, участвующим в программах специального образования, могут потребоваться различные стратегии обучения в течение учебного дня, но у них также могут быть особые потребности, когда речь идет об учебных привычках дома. Обратите внимание на то, какие домашние задания делают ученики. Многим детям будет полезно больше возможностей повторить ранее изученный материал. Это означает, что вместо того, чтобы работать над новой проблемой дома или читать что-то для подготовки к завтрашнему уроку, лучше просмотреть знакомый материал. Они могут повторить тот же набор задач, который они выполнили в классе, во время надомного урока или снова пройтись по рабочему листу, только на этот раз самостоятельно. Повторение — отличный способ закрепить знания и помочь новым концепциям и фактам закрепиться в долговременной памяти. Это также может повысить уверенность и самооценку, поскольку уровень сложности решения проблемы снижается с увеличением практики. Обратите внимание на то, как учащиеся выполняют домашнее задание. Для некоторых учащихся специального образования важно, чтобы им было разрешено выполнять домашнее задание, используя компьютер для письма, или подготовится устно, аудиозаписи вместо чтения или калькулятор для выполнения основных арифметических действий. Нет ничего постыдного в использовании технологий, и это никоим образом не должно рассматриваться как «обман». Домашняя работа не должна занимать много времени, и рекомендуется, чтобы объем требуемой работы основывался на уровне способностей учащегося и согласованных целях обучения. Для одаренных детей учитель должен работать по углублённой программе, предоставляя более раскрытый материал по тому или иному предмету, задавая домашняя работу в соответствии со сложностью пройденного материала. Литература
|