Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста |
Воспитание | |||
Автор: Терновых Ольга Викторовна | |||
27.06.2023 16:53 | |||
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…” В.А. Сухомлинский Сегодня мы видим все больше примеров того, как дети совершают жестокие поступки по отношению друг к другу и своему ближайшему окружению. Из-за влияния безнравственных мультфильмов у детей формируется искаженное представление о таких моральных качествах, как доброта, милосердие и справедливость. Поскольку еще с пеленок ребенок стремится к идеалу добра, им необходимо показывать нравственную суть всех их поступков с самых ранних лет дошкольного детства.
Родители — первые и главные учителя ребенка. Однако это "трудный" период. В результате дети подвергаются сильному влиянию материалистической идеологии, у них формируется искаженное мировоззрение, согласно которому личные интересы становятся выше нравственности, честности и любовви, что самым негативным образом сказывается на их духовном развитии. Сказки — это устные поэтические повествования, содержащие более или менее фантастические вымыслы. Русские народные сказки — это, прежде всего, произведения искусства, живые, увлекательные, яркие, красочные, стирающие границы между реальностью и игрой, очень привлекательные для детей и соответствующие их психологическим особенностям. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет сказки прост и в то же время загадочен, что способствует развитию детского воображения. А образность сказок близка детскому воображению. Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказки не учат напрямую. Сказки "позволяют себе" подсказывать, как лучше поступить в той или иной ситуации. Прелесть сказок в том, что в них нет долгих и нудных обсуждений. Разнообразие и напряженность действий — вот что делает их неизменно интересными для детей. Сказки способствуют формированию у детей моральных ценностей. Это связано с тем, что почти все дети сравнивают себя с положительными героями, а сказки учат их тому, что нужно всегда стремиться делать больше хорошего, чем плохого, и делать добро другим. В процессе нравственного воспитания у детей формируются общечеловеческие чувства, этические представления, культурные навыки, социальные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение дружно играть, способность справедливо оценивать свое поведение и поведение других детей. Сказки помогают решить проблему нравственного воспитания. В младшей группе нужно учить слушать сказки, следить за развитием действий в сказках и сопереживать героям. Важно объяснять поступки героев и их последствия, повторять наиболее интересные и выразительные отрывки и давать детям возможность заканчивать слова и фразы, которые несложно повторить. Например, после прослушивания детских сказок «Колобок», «Козлятки и Волк» и «Петух и лиса» полезно повторить песенки персонажей. Сказки знакомят детей с красочностью и образами родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «козлятушки-ребятушки», «петушок-золотой гребешок», «коза-дереза» и др. В средней группе детей продолжают знакомить со сказками. В этом возрасте улучшается звукопроизношение и дикция. Речь становится основным видом деятельности детей. Они начинают хорошо подражать голосам животных, интонации и речевым оборотам персонажей. Следует обращать внимание не только на содержание детских сказок, но и на особенности литературного языка (образность языка и выражений, эпитеты, сравнения и т.д.). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с ее содержанием. После прочтения сказки очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы дети могли выделить основные моменты — поведение главных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильные вопросы заставляют детей думать, размышлять и делать правильные выводы. Дети старшего возраста могут глубже понять содержание сказок. В этом возрасте им интереснее читать большие произведения (по главам): например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин; «Серебряное копытце» П. Бажова и др. Необходимо развивать читателей, способных сопереживать героям, давать детям возможность говорить о собственном восприятии тех или иных поступков персонажей, помогать им понять скрытые мотивы действий героев. Анализ произведения должен позволить детям понять и почувствовать его глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы они надолго запомнили и полюбили героев. В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать детей литературным багажом. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно большим, когда они поймут особенности жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений и предметов и т.д.) и традиционные способы построения сюжета сказки (вступление, начало, конец и т.д.) на начальном уровне, они будут готовы перейти к сочинению собственных сказок. Дети дошкольного возраста с удовольствием откликаются на предложения воспитателей стать сказочниками и придумывать свои собственные истории. Однако умение придумывать свой сюжет сказки — это не то, что приобретается быстро. Нужно научить их приемам композиции: идеям, образам, логическому развитию сюжета, законченности. Поэтому я учу своих дошкольников слушать, чувствовать и понимать сказки с малого возраста. При использовании сказок я придерживаюсь принципа вариативности, учитываю особенности каждой возрастной группы. Известно, что дети хорошо запоминают истории о животных. Это потому, что в них много движения и энергии. Сюжет сказки разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, — петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица — к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! ( «Петушок и бобовое зернышко»). Ирония этой сказки понятна ребенку, ему понравилось, что курица преодолела множество сложных препятствий, чтобы сохранить жизнь петушку. Счастливый конец соответствует детской действительности и уверенности в благоприятном исходе борьбы между добром и злом. В сказках о животных много юмора. Это их замечательное свойство развивать у детей чувство настоящего, которое просто развлекает, веселит и поднимает настроение. Но в сказках познается и грусть. Какой контраст здесь — переход от грусти к радости! Чувства, о которых говорится в сказках, так же ярки, как и эмоции ребенка. Легко утешить ребенка, но также легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. В сказках о животных есть много песен. Лиса поет петушку песню лести: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляная головка, шелковая бородка...», поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса...»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся...»; поют волк, медведь и другие персонажи. В сказках много веселых пословиц, таких как «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар — пискун», «муха — горюха» и др. Песни и пословицы отличаются богатой выразительностью, что само по себе сгущает поэтический смысл сказок. Сказки становятся неотделимыми от сознания ребенка. Волшебные сказки выражают моральные ценности более точно, чем сказки о животных. В них обычно фигурируют персонажи, обладающими высшими качествами в глазах народа, такими как смелость, отвага, упорство в достижении целей, красота и честность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...) а для мальчиков – добрый молодец (храбрый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий свою Родину). Идеалы для детей — это то, что является далекой перспективой, и они стремятся сравнивать свои поступки и поведение с этими идеалами. Идеалы, приобретенные в детстве, во многом определяют личность человека в будущем. Материалом для сказок всегда служила жизнь людей, их борьба за счастье, верования и обычаи. Дети могут узнать больше из сказок, не только слушая их, но и непосредственно участвуя в сказочном сюжете. Они могут пойти по пути сказки, пережить удивительные приключения и превращения, встретить сказочных существ. Дети, попадающие в мир сказок, легко принимают "законы сказок" — нормы и правила поведения, которые родителям трудно привить своим детям. Метод сказкотерапии заключаются в том, чтобы помочь ребенку осознать свои сильные стороны, "расширить" сферу своего сознания и поведения, найти нестандартные и оптимальные выходы из различных ситуаций, поделиться своим жизненным опытом. Этот метод способствует развитию творческих способностей, умению слушать себя и других, принимать и создавать новое. Кроме того, каждое занятие сказкотерапии может быть направлен на решение конкретных проблем. Например, она может повысить сплоченность группы, развить чувства взаимопомощи и поддержки, улучшить память и расширить эмоциональные и поведенческие реакции. Сказки знакомят детей с жизнью и тысячелетиями человеческой культуры. На примере сказочных персонажей дети учатся понимать человеческий характер. Чтобы воспитать ребенка хорошим человеком, с ним нужно работать с раннего детства. Сказки помогают возродить в людях духовность, сострадание и человечность. И начинать это нужно с детей. Потому что материальная сторона жизни уже поймала их в свою паутину. Дети еще могут сострадать и сопереживать. Задача детского сада — не задавить эти ростки суровыми реалиями жизни, а сделать все необходимое, чтобы вывести их наружу и помочь им глубже прорасти в сердце и душе ребенка. Основным средством воспитания является детская литература и сказки. Сказки обращают сердце человека к добру, терпимости, совести, чести и справедливости. Характер ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, то есть сказки, затронут не только сердце, но и нити души ребенка, тем больше гарантии, что добрые чувства превзойдут над злыми. Литература — это сердцебиение, которое говорит на языке эмоций. Можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание возможно через все виды сказок, так как нравственное заложено в их сюжете. Литература
|