Методическая разработка «Дидактические основы методики формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста». |
Воспитание | |||
Автор: Хабирова Ольга Федоровна | |||
11.05.2023 15:08 | |||
Методическая разработка «Дидактические основы методики формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста». Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Выполнил: воспитатель Хабирова Ольга Федоровна стаж в данной должности: 29 лет имеющаяся категория: первая г. Туймазы, 2023 г. 1 Экономическое воспитание дошкольников. Задача каждого взрослого – воспитать у малыша положительное отношение к труду и хозяйствованию, а также научить его грамотно распоряжаться финансами и своими трудовыми ресурсами. Для этого обеспечиваются оптимальные условия экономического развития с самого раннего возраста.
Воспитание ребенка важный фактор подготовки личности к будущей жизни в условиях рыночных отношений. Экономическое воспитание преследует за собой следующие цели:
В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал. Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее – откуда они берутся, и самое последнее – куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить виртуальный музей. Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда. Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд. Зачастую воспитатели организовывают совместную творческую или поисковую деятельность детей с родителями. Как пример, можно дать задание найти старинные монеты или купюры либо купюры других государств, описать их историю, а после оформить выставку. Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Благодаря этому дети познают сложные экономические закономерности в легкой форме. Помимо этого, в дошкольных учреждениях каждый день проводятся беседы с обсуждением разных видов труда. Берется любой предмет обихода, и воспитатель рассказывает, каким способом он произведен, кто этим занимается. Дети изучают названия профессий, и с каждым годом этот список расширяется. В старшем дошкольном возрасте дети должны сами называть “цепочку” появления того или иного предмета. Обязательно развитие творческих способностей, которые способствуют развитию художественного вкуса, эстетических качеств личности. Разные виды конструирования развивают пространственное воображение, логику, зрительную и моторную память. После творческого процесса ребенок может оценить результат своего труда и понять, насколько дорогим был бы данный товар, качественно ли он выполнен. В экономическом воспитании не обходится и без трудового. Детям предлагают дежурить по группе: расставлять тарелки и кружки, следить за порядком в комнатах. В процессе труда нужно донести воспитанникам, что нет ненужных или плохих профессий. В профессии самое главное –выполнять свою работу правильно. Нужно показать, что было бы без работника обслуживающей сферы и тем более без врачей или учителей. Экономическое воспитание происходит на примерах любой сказки – в каждом произведении можно найти связь с экономикой. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни. 2. Теоретические основы экономического воспитания дошкольников. А) взгляды педагогов-классиков В классической педагогике идея экономического образования рассматривалась в общей системе содержания образования, начиная с дошкольного возраста. Впервые экономика была включена в содержание образования Я.А. Коменского. В трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци мы находим очень важные мысли, положения, рекомендации по воспитанию детей; многие из них имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию. У великого поборника природного, естественного воспитания, Ж.-Ж. Руссо в плане экономическом есть интересные идеи насчет трудового воспитания. И.Г. Песталоцци также высказывался об экономическом воспитании детей. Только труд может создать человечеству счастливое и. разумное существование (Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Д. Дьюи, С. Френе и др.). «Домострой» – энциклопедия построения домашнего хозяйства, домашней экономики. В работах Н.К. Крупской мы можем найти определяющие положения о воспитании хозяина производства; призывы заботиться о благосостоянии нашего общества, о бережном отношения к социалистической собственности. Вопросы экономического воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко занимали одно из ведущих мест. Известный педагог В.А. Сухомлинский в своих работах писал о важности экономического воспитания подрастающего поколения. Б) состояние проблемы в развитых капиталистических странах В развитых капиталистических странах — США, Англии, Германии, Японии – в учебных заведениях есть специальный предмет — «экономическая педагогика», который призван дать детям первоначальные экономические знания. Разработаны экономические программы для детей. В имеющихся программах экономическое содержание преимущественно сводится к изучению разных аспектов, связанных с понятием денег: умению их зарабатывать, хранить, делать бизнес, рационально использовать личное время, готовиться к приобретению хорошей профессии, стремиться сохранить здоровье, воспитывать волю. В) современные педагогические исследования Специальных исследований в области экономического образования детей дошкольного возраста до 90-х годов не проводилось. Впервые в 1986 году в рамках нравственно-трудового воспитания дошкольников А.Д. Шатовой была предпринята попытка изучения возможностей решения задач экономического воспитания детей дошкольного возраста. На страницах журнала «Дошкольное воспитание» в течение всего 1989 года длилась дискуссия «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?», которая завершилась активной поддержкой специалистов по дошкольному образованию целесообразности экономического воспитания детей. Исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинаются уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста приходят в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики. Ошибочно думать, что эти знания – результат стихийного опыта ребенка. Во-первых, это достижение успешной работы дошкольных учреждений по ознакомлению детей с явлениями социальной действительности (Р. И. Жуковская, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, А. Шахманова и др.). Во-вторых, это результат целенаправленного решения задач трудового воспитания дошкольников. Экономические понятия (труд, работа, трудовое оборудование, результат труда, индивидуальный труд, коллективный труд, деньги, цена, стоимость и др.), выявленные в активном словаре первоклассников, были связаны прежде всего с трудом, чему способствовала четко разработанная методика трудового воспитания дошкольников (В. И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Г.Н. Година, Л.А. Порембская, З.Н. Борисова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и др.). В-третьих, учитывая возможности воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, а также возрастные особенности дошкольников, дети активно закрепляют получаемые знания в своих играх. Поэтому закономерно считать игру источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий. В-четвертых, базой экономического воспитания следует рассматривать воспитание жизненно важных нравственно-волевых качеств у детей, бережного отношения к окружающему вещному, предметному миру. Итак, обнаруженные у дошкольников первоначальные экономические знания – явление неслучайное. Это результат планомерной воспитательно- образовательной работы учреждений дошкольного образования на основе научно разработанной программы воспитания и обучения дошкольников. В Концепции дошкольного воспитания (1989) в ряду ценностных основ формирования отношения к действительности назван рукотворный, предметный мир. Это богатый источник формирования у детей разных ценностей: познавательных, ценностей переживания и ценностей преобразования (С. А. Козлова, О.В. Дыбина-Артамонова, Н. Орлова и др.). Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания – это возраст ребенка, т.е. с какого возраста целесообразно приобщать детей к экономике. Такую работу необходимо начинать с пяти лет, т.е. со старшего дошкольного возраста (Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Л.Ф. Обухова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Р.Б. Стеркина, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Каданкова и др.). 3. Нравственно-экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Экономика» буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, что «искусство ведения домашнего хозяйства» предусматривает и заботу об этом «хозяйстве», его охрану и защиту. Следовательно, уже начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать знания о том, что является залогом правильного «ведения хозяйства», а не только формировать представления об экономических категориях. То есть необходимо познакомить детей с взаимоотношениями экономических и этических категорий: «труд», «деньги», «стоимость», «цена», с одной стороны, и нравственными — «бережливость», «честность», «экономичность», «достоинство», «щедрость» — с другой. К сожалению, эти базисные экономические качества, присущие человеку — хозяину, с каждым годом теряют свой авторитет среди молодёжи. В связи с чем, встаёт вопрос о повышении эффективности нравственно-экономического воспитания детей начиная с дошкольного возраста. Под «нравственным воспитанием» понимается целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами общественной морали. По данным психологов (Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский), на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни — миром человеческих отношений и предметным окружением. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психологических оснований. Деятельность ребёнка в системах «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый» представляют единый процесс, в котором формируется личность ребёнка. По данным исследований, включение дошкольников в более сложные, общественно оцениваемые виды деятельности протекает успешнее, если выделить в них с самого начала нравственную сторону, так как включение в деятельность — это приобщение к делу, которое имеет свою цель, достижение которого приносит пользу, как субъекту деятельности, так и другим людям, обществу в целом. Как известно, развитие сознания и деятельности взаимообусловлены. Формируясь в деятельности, сознание затем и проявляется в отношении человека к деятельности, направляет её, делает целесообразной, мотивированной (Л. С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности. Более того, обоснована и взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания. Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание. Именно его выдвигал В.Г. Белинский на первый план, раскрывая задачи разумного воспитания. По его мнению, мерила нравственности не слова, а практическая деятельность: «сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая». На этапе дошкольного детства, когда формируются основные индивидуально-психологические особенности ребёнка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и др. определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек — хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания. Шатова А.Д. впервые в своей книге подняла вопрос о нравственно-экономическом воспитании детей, ссылаясь на трактовку этого понятия Амендом А.Ф. Аменд А.Ф. и его ученики попытались объединить эти 2 вида воспитания и выделить личностное качество, к формированию которого они стремятся — это нравственно-экономическая воспитанность. Под «нравственно-экономической воспитанностью» понимается интегративное качество личности, выражающееся в способности учащихся участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей и успеха с учётом нравственных ценностей. Анализ определения позволяет предположить, что не всё его содержание в полной мере осуществимо в дошкольном возрасте, так как дети ещё не ставят собственные экономические цели. В основном перед нами стоит задача научить ребёнка «участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы». Знания о нормах морали должны сочетаться с формированием нравственных качеств у дошкольников. Долгое время одним из самых авторитетных качеств экономической деятельности в теории и практике воспитания являлась бережливость. Однако оно никогда не оценивалось с позиции экономического содержания, а преимущественно как качество нравственное (Годник С.М., Киян Л.Ф., Бобылева Л.Д., Рябинина Н.П. и др.). Игнорировалась экономическая обусловленность и, указанных выше качеств, таких как экономность, трудолюбие, расчётливость, хотя многие качества личности «следует считать разными сторонами единого целого», как справедливо отмечала Н.П. Рябинина. Изучая проблему воспитания бережливости, Жуковская Р.И. пришла к выводу, что одним из эффективных путей воспитания бережного отношения к игрушкам, книгам является воспитание интереса к ним. Но бережливость это не только бережное отношение к игрушкам и книгам. Под бережливостью принято понимать нравственное качество личности, которое выражается в рачительном отношении к материальным и духовным ценностям, в умении целесообразно использовать эти ценности. Бережливость это показатель духовной культуры человека. Бережливость — непримиримость к расточительству, бесхозяйственности. Каждая вещь в доме — это труд многих людей, поэтому в отношении к вещам, предметам проявляется и отношение к труду, к людям, ко всему обществу. Дисциплинированный человек всегда бережлив. Он бережёт своё и чужое время, он точен во всём. Педагоги и родители могут словом и делом доказывать детям, что ничего не даётся человеку без труда. Дети должны быть участниками распределения семейного бюджета. Необходимо привлечь их к поиску резерва экономии: как сберечь электроэнергию, воду, хлеб и т.д.. Задача воспитания бережливости ставилась в первых программных документах детских садов. Речь в них шла о воспитании бережного отношения у детей к окружающему вещному, предметному миру: к игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребёнка (Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Розанова И.И., Николаева С.Н., Фрейдкин И.С., Кларина Л.М. и др.). То же мы обнаружим при анализе комплексных программ, таких как «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Парма». Из всех указанных программ лишь в программах «Парма» и «Истоки» представлены дополнительные задачи, способствующие нравственно-экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В данной программе включён раздел «Экономическое воспитание», где указано: — формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине. В программе «Истоки» в разделе «Мир, в котором мы живём» звучат следующие задачи: учить детей бережно относиться к живой и неживой природе, заранее предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства; формировать потребительское отношение к природе; прививать желание жить скромно, бережливо, эстетически целостно, не расходовать природные ресурсы зря; формировать первые навыки рационального природоиспользования; приучать экономно, расходовать воду, бумагу, пластилин, глину; формировать представления о роли денег, о необходимости обдумывания, на что можно потратить деньги, а на что не стоит; формировать представление о том, как следует стирать и чистить одежду, какие способы экономичнее; о том, какие приборы помогают сэкономить природное сырьё; на что следует обращать внимание при покупке вещей в магазине. Задачи данной программы наиболее широко раскрывают задачи, посредством которых формируются нравственные качества. Но кроме указанных программ существуют ещё и специальные программы по экономическому воспитанию. Это программа «Дошкольник и экономика», автором которой является Шатова А.Д.. Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста и ставит задачи:
Шатова А.Д. отмечает, что «хорошим хозяином» является человек, который умеет правильно в интересах семьи использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. «В детском саду и дома нужно воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно: пользоваться бережно всем, что дают для игр и занятий; показывать детям образец достойного поведения в быту (отношение к воде, свету, вещам и т.д.). Как мы видим, Шатова А.Д. выделяет на ряду с другими 2 основных качества: бережливость и экономность. При этом эти качества можно принять за базисные в нравственно-экономическом воспитании дошкольников. Программа основана на комплексном подходе к развитию личности дошкольника, предусматривает тесную связь этического, нравственного, трудового и экономического воспитания. Целью современного образования является развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Как утверждает Рябинина Н.П.: «бережливость, экономность, деловитость, расчётливость, предприимчивость и другие качества человека как носителя экономических отношений и производительной силы должны трансформироваться в социально-психологические и нравственные качества. Тем самым будет обеспечиваться единство экономического образования и нравственного воспитания. Появление экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения обеспечит нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальную стойкость».
|