Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста. |
Воспитание | |||
Автор: Якимова Светлана Владимировна Артюшкина Татьяна Николаевна | |||
29.03.2023 18:45 | |||
Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста. Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – это человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Часто дошкольники проявляют равнодушие к людям в силу того, что не могут понять их состояние, настроение, не умеют «прочесть» эмоцию, выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому особое внимание нужно уделять развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства. В этом успешно могут помочь игры – имитации. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике дети воспроизводят разные настроения зверей (игрушек, персонажей) и их образы. Участие в играх – имитациях позволяет дошкольникам пережить разнообразные эмоции, увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого возраста. Воспитание добрых чувств осуществляется во всех видах детской деятельности, всей системой воспитания.
Главная деятельность детей в детском саду — игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Ведь подлинная доброта заключается не в добрых намерениях, а в добрых поступках. Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают: этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо; игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание. Игра — беседа «Как порадовать маму?» Цель. Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку- маме. Чтение любого рассказа о маме. Затем воспитатель предлагает детям подойти к столу, выбрать картину, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Эту картину ребенок ставит на доску и рассказывает, почему он думает, что обрадует маму теми или иными своими действиями. Это может быть участие в приготовлении еды, в стирке кукольного белья, помощь папе по хозяйству… Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что от маминой улыбки им становится очень хорошо, радостно, светло и весело. Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами». Задачи. Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Воспитатель. – Дети, о каких своих добрых делах вы можете вспомнить? Добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна людям. Тихо затворить дверь; не шуметь в спальне, когда все уже легли, если проснешься раньше, не будить детей. — Кого можно назвать добрым человеком и почему? (дает поиграть своими игрушками, никого не обижает и защищает малышей). – Как можно проявить добрые чувства к окружающим? (предложить стул, уступить место, заботиться о младших, аккуратно расставить игрушки, помочь маме вытереть посуду, внимательно относиться к больным и старым). Игра- беседа «Мамины руки». Задачи. Формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом. Формировать у детей умение играть дружно со сверстниками, воспитывать культуру поведения, положительные взаимоотношения между детьми. Расширять представления о доброте и дружбе. Формировать умение мириться после ссоры, просить прощения. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую большую коробку я несу, это потому что у меня сильные руки. А что еще можно делать руками? (Руками можно что-то брать, отдавать, рисовать, лепить) Воспитатель: А что еще есть у человека? (Ноги, голова, туловище). Воспитатель: Посмотрите, а что есть на ваших ручках? (Ладошки, пальцы). Воспитатель: А ладошки, они какие? (Мягкие, теплые, гладкие). А у любимой вашей мамочки еще и заботливые. Она ими жалеет вас, обнимает, гладит. Когда вы, ребятки, были маленькими, мама вас укачивала на ручках, пела вам колыбельную. Тепло её ладошек согревало вас, вы успокаивались и засыпали. Психогимнастика: Мама вас обнимает и вся доброта с её ладошек бежит по вашим ручкам. Бежит по вашим ножкам. Добежала до головы и все мысли стали добрые-добрые. Затем спустилась и поселилась в вашем животике. А потом добралась до вашего сердечка и оно стало добрым и ласковым. Вот и в нашей группе расцвела полянка доброты. Она волшебная! И она делает чудеса. Когда на нее встаешь, то становишь добрее, ласковее. Дети становятся в круг, в середине лежит большой красивый цветок (полянка доброты). Движения в соответствии с текстом. Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. За руки мы все возьмемся и друг другу улыбнёмся. На полянке доброты дружим вместе – я и ты! Воспитатель: Но иногда доброта засыпает и бывает, что ребятки слегка ссорятся. Что же тогда нам делать? Как доброту разбудить? (Нужно мириться). Воспитатель: А как можно помириться? (Можно обняться, попросить друг у друга прощения «Прости меня, пожалуйста, давай не будем больше ссориться».) Воспитатель: А можно использовать «Мирилки». Это волшебный коробочек, в котором есть отверстия для ваших ладошек. Протяните их друг другу и произнесите волшебные слова: Мирись, мирись, больше не дерись! А если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья! Доброта проснётся и в нашей группе опять будет мир и дружба между всеми ребятками. Творческая мастерская «Доброта в ладошках». Беседа «Добрые дети». Задачи. Закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с окружающими людьми, со стариками, детьми и больными. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям, сострадание к людям, нуждающимся в помощи. Прочитать детям стихотворение «Бумажный петушок». Из бумаги петушка Люба смастерила, «Знаешь ли, мой петушок, есть такие дети, Ты лети, мой петушок, сядь к ним на окошко: Беседа с детьми о том, что люди, которые помогают другим, называются добрыми. И как дети могут помочь старым, малым, сиротам и больным. Предложить детям сделать для них подарок- утешение на радость – бумажного петушка. Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения. Якимова Светлана Владимировна Артюшкина Татьяна Николаевна. Воспитатели МБДОУ «Детский сад №6», г. Чебоксары, Чувашская Республика.
|