«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста». |
Воспитание | |||
Автор: Улендеева Любовь Васильевна | |||
29.03.2023 09:14 | |||
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста». Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом, влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития. Психологи и педагоги считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать сенсорное восприятие. Эта работа должна проводиться системно в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений на природе, в повседневной жизни, в разнообразных дидактических играх. Дети любят играть. Они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Чтобы у ребенка развивался сенсорное воспитание, необходимо создать в семье предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, должны быть игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных. Сегодня в детских магазинах представлено огромное количество всевозможных игрушек, книг, пособий, направленных на развитие сенсорных способностей. Несмотря на их дидактический потенциал, не стоит пренебрегать самодельными играми, не требующих дополнительных затрат. Для этого родителям нужно внимательно посмотреть вокруг себя. Отличным материалом для сенсорного развития может стать обычная крупа. Если рассыпать ее на поверхности плоской тарелки, то это уже будет мольберт для рисования. Другая игра, развивающая не только моторику рук, но и помогающая усвоить все основные эталонные понятия – составление узоров из пробок от пластиковых бутылок, пуговиц, бус. Можно предложить игры с прищепками. Для этого вырезать из цветного картона разные фигурки и прикрепить к ним прищепки такого же цвета. Можно использовать и природные материалы (шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое). Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста может осуществляться абсолютно в любых условиях, где бы не находились родители со своим малышом. Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развёртывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки, трубочки. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику. При проведении игр роль взрослого на разных этапах сенсорного развития ребенка неодинакова. При первоначальном знакомстве малыша с сенсорными эталонами взрослому необходимо выполнять ведущую роль: он показывает образцы-эталоны, называет их, обучает способам сопоставления эталона с объектом, организовывает практическую деятельность ребенка. В тех играх и упражнениях, где происходит закрепление представлений ребенка о цветах, формах или величинах, взрослый как бы отходит на второй план, побуждая малыша к самостоятельным действиям и помогая в случаях затруднений. Целесообразно чередовать занятия, направленные на ознакомление с цветом, формой и величиной, для того чтобы не было излишнего фиксирования ребенка на каком-либо отдельном свойстве. Важно помнить и то, что усвоение сенсорных эталонов не означает только правильное их называние. Главное – научить малыша с помощью эталонов ориентироваться в окружающем мире.
|