Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста |
Воспитание | |||||||||||||||||||||
Автор: Филиппова Марина Сергеевна | |||||||||||||||||||||
08.06.2022 09:22 | |||||||||||||||||||||
Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста Автор: Филиппова Марина Сергеевна Место работы: МАОУ Домодедовская СОШ №12, Город Домодедово Аннотация: в данной статье рассматривается проблема использования сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «сказка», «метод», «сказкотерапия». Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитание, сказка, сказкотерапия. Одним из средств воспитания детей-дошкольников является сказкотерапия, которая широко используется в работе педагогов и психологов. Это связано с тем, что сказкотерапия считается самым древним методом воспитания и учения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что через восприятие сказок происходит воспитание дошкольников, а также расширение детского кругозора, формирование нравственных и этических качеств, развитие творческих способностей. Отказ от использования сказок является заметным упущением со стороны родителей и воспитателей. Согласно трактовке Закона «Об образовании в РФ», воспитание является деятельностью, которая направлена на развитие личности, а также создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения [1].
Только при совместной деятельности семьи и ДОО возможно воспитать гармоничную, самодостаточную личность, способную самостоятельно решать жизненно-важные задачи и успешную подготовку к завершающему этапу социализации – взрослой жизни [2]. Период дошкольного детства по праву считается периодом, когда активно развивается детское воображение. Оно находит своё отражение в чтении и в игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольника [5]. Детям дошкольного возраста особенно нравятся сказки, которое занимают прочное место в жизни каждого ребёнка. В связи с этим, многие исследователи считают, что дошкольный возраст – это «возраст сказок» [4]. Сказка сопровождает ребёнка с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с прекрасным миром литературы, с миром многогранных человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром [6]. Сказка является устно-поэтическим рассказом, который содержит в себе фантастический вымысел [7]. Роль сказки в воспитании и обучении дошкольников очень велика. Благодаря сказке у ребёнка формируются нравственные ценности (сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим), любовь к чтению, развивается умение общаться, а также развивается эмоциональная сфера [3]. Благодаря чтению сказок речь детей становится более эмоциональной и образной, потому что дошкольники начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из того произведения, которое они прочитали, а также могут включать его сюжет в свою игру. Язык сказки доступен для понимания ребёнком-дошкольником. Сюжет сказки наполнен загадками и интересен, благодаря чему развивается детское воображение [8]. Благодаря чтению сказки ребёнок-дошкольник познаёт мир, особенности взаимоотношений между людьми, проблемы, которые возникают в жизни людей. Например, в сказках достаточно часто главные герои оказываются перед сложным выбором или на распутье. Как правило, им предлагается три пути решения проблемы. Стоит отметить, что и в реальной жизни любой человек сталкивается с выбором: простым или сложным. Читая сказку, дошкольник осознаёт, как выйти из той или иной трудной ситуации [10]. Ещё одной воспитательной особенностью сказки является обращение внимания ребёнка на прекрасный мир окружающей нас природы, ведь почти все сказочные сюжеты происходят на фоне природы. Например, «белая берёзонька», «чисто поле», «травушка-муравушка», «крутой бережок», «быстрая реченька» и др. Исследования, посвящённые воспитанию у детей бережного отношения к природе (В. Д. Сыч, В. Г. Фокина), показали, что возникновение интереса к окружающей природе является наиболее ценным в развитии личности дошкольников. Сказкотерапия – это метод развития личности, который объединяет в себе различные приёмы и формы воспитания и обучения [13]. В дошкольной педагогике метод представляет собой ряд способов деятельности детей и педагога, направленных на достижение определённых педагогических целей и задач. Согласно буквальной трактовке понятия, «сказкотерапия» – это «лечение сказками». Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждала, что сказкотерапия – это некая система воспитания, которая включает в себя целый ряд способом и приёмов передачи знаний человеку. В то же время, сказкотерапия открывает уже имеющиеся в душе человека знания [3]. Сказкотерапия обладает следующими преимуществами:
Сказкотерапия как метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста содержит в себе многообразные приёмы и формы работы. Рассмотрим их подробнее (табл. 1). Таблица 1 – Приёмы сказкотерапии и их характеристика
Список использованной литературы:
|