Статья «Дидактические игры и их значение для процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» |
Воспитание | |||
Автор: Зубцова Елена Сергеевна | |||
03.02.2022 17:28 | |||
Статья «Дидактические игры и их значение для процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МБДОУ детского сада №63 «Яблонька» Зубцова Елена Сергеевна Г. Нижний Новгород В практике дошкольного образования игровая деятельность как ведущая для дошкольного возраста используется как на занятиях, так и в свободное время детей. По мнению А.П. Усовой, игра может рассматриваться с разных сторон: во-первых, она является средством воспитательно-образовательной работы, в процессе которой дети получают определенные знания и умения, развивают необходимые качества и способности; во-вторых, игра представляет собой форму организации жизни и деятельности дошкольников, благодаря которой создаются детские коллективы, между детьми складываются определенные отношения, симпатии и антипатии, интересы и склонности. В игре дети удовлетворяют основные потребности и запросы, открывают для себя новое в окружающем мире, овладевая навыками, которые необходимы для жизни.
Все игры можно разделить на определенные группы. Существуют различные игровые классификации, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация игр, предложенная С.Л. Новоселовой. В соответствии с ней, все игры можно разделить на три группы в зависимости от того, по чьей инициативе она возникает. Поэтому первую группу составляют игры, в основе которых лежит инициатива ребенка (самостоятельные игры). К ним относятся игры экспериментирования и самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). Вторая группа включает игры, которые организованы по инициативе взрослого. Сюда можно отнести обучающие игры, в том числе дидактические, сюжетно-дидактические и подвижные, и досуговые игры (игры-забавы и развлечения, праздничные игры и др.). К третьей группе относятся игры, являющиеся продолжением исторически сложившихся народных традиций. Эти игры могут возникать по инициативе как взрослого, так и ребенка. В нашем исследовании мы хотели бы подробнее рассмотреть дидактические игры, так как этот вид игр наиболее целесообразно использовать в качестве средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Этот вид обычно включается в группу игр, организованных по инициативе взрослого. Характеристика дидактических игр как особого вида игровой деятельности детей наиболее подробно представлена в работах А.К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, Л.Г. Селиховой, А.И. Сорокиной, Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и др. А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова рассматривают дидактическую игру как деятельность, специально организованную взрослым для решения различных задач развития дошкольников с учетом их потребностей, интересов и возможностей. По мнению А.И. Сорокиной, дидактическая игра – это игра познавательная, она направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. А.К. Бондаренко считает, что значение дидактической игры заключается в 23 том, что она обогащает чувственный опыт ребенка и развивает его умственные способности, в том числе умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и умозаключения. Н.Ф. Губанова отмечает, что дидактическая игра является игрой обучающей, но учебная задача в этих играх скрыта от ребенка, а на первый план выступает игровая деятельность. Решение задач развития и воспитания можно рассматривать как побочный продукт игровой деятельности, тогда как главное в дидактической игре – достижение игрового результата. С.А. Козлова видит отличительную особенность дидактических игр в том, что в ней дошкольники могут обучаться в ходе активной и интересной для них деятельности. В структуре дидактической игры выделяются определенные компоненты, к которым относятся обучающая задача, игровая задача, игровые действия и игровые правила. Обучающая задача позволяет педагогу достичь учебных результатов в игре, развивать у детей различные качества, закреплять умения и навыки и т. д. Непосредственно перед детьми ставится игровая задача, то есть им сообщается о необходимости выполнения конкретных практических заданий в ходе игры. Игровые действия представляют собой способ поведения в игре, дающий возможность реализовать игровую задачу. Игровые правила ограничивают активность ребенка в игре и обеспечивают реализацию игрового содержания. Все компоненты дидактической игры взаимосвязаны и не могут существовать обособленно друг от друга. В дошкольной педагогике существуют несколько классификаций дидактических игр. Наиболее распространено деление игр на три группы: дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Характеризуя игры с предметами, можно отметить, что в качестве предметов можно использовать игрушки, реальные предметы, объекты природы и многое другое. В процессе игр с предметами решаются различные образовательные задачи, в том числе развитие мышления, речи, 24 расширение знаний и умений детей. Игры, предназначенные для детей младшего возраста, могут быть направлены на совершенствование мелкой моторики руки и зрительной координации своих действий. В старшем дошкольном возрасте дидактические игры служат средством развития навыков согласования движений предплечья, кисти и пальцев рук и осуществления за ними зрительного контроля, что является важным этапом подготовки к школьному обучению. Настольно-печатные игры могут быть достаточно разнообразны по содержанию, дидактическим задачам и оформлению. Играя, дети расширяют кругозор, знакомятся с предметами и объектами окружающего мира, развивают внимание, память, логическое мышление и речь. Среди настольнопечатных выделяют игры типа «Домино», типа «Лото», типа «Лабиринт» и разные виды разрезных картинок. Данный вид игр широко применяется и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте. Словесные игры отличаются тем, что игровое действие осуществляется без опоры на наглядность, а производится только в мыслительном плане. Эти игры требуют от ребенка определенного уровня развития речи, поэтому они чаще используются в среднем и старшем дошкольном возрасте. К словесным играм относятся загадки, перевертыши, прибаутки, потешки. В старшем возрасте дети учатся подбирать слова по различным признакам, различать реальные и нереальные ситуации, высказывать предположения, сочинять рассказы и сказки. Оказывая положительное влияние на речевое развитие, словесные игры стимулируют развитие воображения и фантазии, памяти, образного и логического мышления. А.И. Давидчук, Л.Г. Селихова предлагают классификацию дидактических игр, основанием которой являются их характерные особенности. В соответствии с данным положением авторы выделяют игры с дидактическими материалами и развивающие игры с правилами. Развивающий эффект первой группы игр зависит от содержания и материала, который используется в игре. В дидактических играх возможно применение 25 самых разных материалов, но все они могут быть объединены в две большие подгруппы. К первой подгруппе относятся материалы, которые дают детям возможность активно использовать их в самостоятельной деятельности (сюжетно-дидактические игрушки, конструкторы, природный материал, полуфабрикаты и др.). В процессе работы с такими материалами дети могут выполнять различные действия, а также экспериментировать с ними. Во вторую подгруппу включены материалы, специально созданные для развития тех или иных умений детей. Их особенностью является то, что способ действий с ними определен заранее, а ребенок учится этому способу и должен достичь заданного результата. К данным материалам можно отнести различные вкладыши, кубики, мозаики и др. Особое место в классификации занимают дидактические материалы, в основе действий, с которыми лежит принцип автодидактизма. Особенность игр данного типа заключается в том, что в процессе игровой деятельности дошкольник сам осваивает определенные действия и контролирует полученный результат. Такие игры стимулируют развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными склонностями и способностями. Существуют также игры с универсальными материалами, например, логические блоки Дьенеша, способствующие активному развитию мышления ребенка, а также игры типа пазлов. Вторая группа игр – дидактические игры с правилами – отличаются тем, что в них есть обязательные для всех правила, которые определяют игровые действия и взаимоотношения детей в игре. Среди дидактических игр с правилами А.Н. Давидчук и Л.Г. Селихова выделяют игры типа «лото», «домино» и маршрутные игры. Результатом игры с правилами является выигрыш одного из участников, поэтому дошкольники начинают понимать необходимость сравнения своих результатов с другими и ориентироваться на выигрыш, а это, в свою очередь, приводит к появлению состязательных отношений в игре. Поэтому можно сказать, что дети в игре с правилами осваивают одну из форм совместной деятельности, что является 26 необходимым условием для их дальнейшего социального развития. А.И. Сорокина предлагает классификацию дидактических игр, в основе которой положены особенности игровой деятельности детей. Соответственно, автор предлагает выделять следующие виды игр: игры путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-предположения, игры беседы (диалоги). Наиболее интересным для детей видом можно назвать игры-путешествия, которые, с одной стороны, имеют сходство со сказкой, а с другой – способствуют удовлетворению познавательных потребностей ребенка. Игра-поручение имеет те же структурные компоненты, что и игра-путешествие, но она проще по содержанию и короче по продолжительности. В таких играх ребенку предлагается что-то сделать, то есть выполнить поручение, например, разложить карточки по цвету или размеру и т. д. В играх-предположениях необходимо ответить на вопрос: «Что было бы, если…?», – то есть высказать предположение в соответствии с заданными условиями и обстоятельствами. Особенностью игр-загадок является логическая задача, разгадывание которой способствует развитию у ребенка умения анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Игры-беседы – это особый вид, в основе которых лежит общение педагога с детьми, которое имеет характер игрового обучения и игровой деятельности. Иногда воспитатель в игре-беседе может обращаться к детям от имени какого-либо игрового персонажа. В такой игре дошкольники учатся слушать и слышать вопросы педагога и сверстников, дополнять уже сказанное, высказывать свои суждения, то есть активно решать поставленную игровую задачу. Дидактические игры активно используются в практике дошкольного образования. Применение дидактической игры как средства сенсорного воспитания дошкольника наиболее подробно рассматривается в трудах Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной. По мнению авторов, использование специально разработанных дидактических пособий, проведение дидактических игр и упражнений является наиболее удобным средством 27 сенсорного воспитанием детей дошкольного возраста и гармонично сочетается с другими видами деятельности. Авторы разработали систему дидактических игр и упражнений, предназначенных для решения наиболее важных задач сенсорного воспитания: ознакомление с сенсорными эталонами и совершенствование умений обследовать предметы. В предлагаемой системе все игры и упражнения сгруппированы по возрастным группам, а в каждой группе – по видам внешних свойств предметов, а также по степени сложности. Игры для детей от одного года до трех лет направлены на обогащение сенсорного опыта ребенка. К трем годам дошкольники постепенно овладевают умениями группировать однородные предметы по величине, форме и цвету, причем объединение в группы может осуществляться как по одному признаку (цвет), так и по двум признакам (величина, форма) одновременно. Для этого можно использовать игры с различными вкладышами, нанизывать бусы разных форм и цветов, собирать мозаики по готовому образцу и т. д. Возраст трех лет можно определить как новый этап в сенсорном воспитании ребенка, так как в этот период происходит усвоение и активное использование сенсорных эталонов. Дидактические игры и упражнения, предназначенные для детей младшего дошкольного возраста, направлены на ознакомление с основными цветами, геометрическими формами, а также на развитие умения сравнивать предметы по величине. Особое внимание обращается на то, чтобы ребенок умел правильно употреблять названия свойств предметов и применять полученные знания на практике. Также в процессе ознакомления с сенсорными эталонами дошкольники постепенно овладевают умениями обследовать предметы. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина в качестве плана для осуществления обследовательских действий предлагают использовать модель, разработанную Н.А. Сакулиной, в которой выделяются следующие этапы:
В ходе работы по ознакомлению с цветом сначала происходит накопление представлений детей об основных цветах. В дальнейшем работа усложняется, дошкольники знакомятся с цветовыми эталонами, причем применяются все семь основных цветов, а также белый и черный. Примером дидактических игр, направленных на знакомство с цветом, могут служить игры «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. В дальнейшем детей начинают знакомить с оттенками цвета (темный – светлый), для чего используются такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье?» и др. Педагог обращает внимание детей на сочетания цветов, то есть подходят друг другу цвета или нет. К трем годам дошкольники уже имеют некоторые представления о форме и величине, поэтому, начиная с трех лет, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. Для ознакомления детей с формой предметов предлагается использовать игры «Какие бывают фигуры?», «Подбери фигуру», «Кому какая форма?», «Найди предмет такой же формы» и др. Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в 29 дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Дидактические игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Знакомство с величиной предполагает использование таких игр, как «Башня», «Построим лесенку», «Соберем пирамидку», «Найди такое же колечко» и др. Постепенно в процессе игр ребенок учится определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого предназначены игры «Сделаем столбики», «Сбор фруктов» и др. Разработанные дидактических игры и упражнения могут использоваться на занятиях или в свободной деятельности детей. Предложенная система носит групповой характер и требует руководства со стороны педагога. В начале игры воспитатель показывает предметы и объясняет действия с ними, затем предлагает выполнить задание детям. Сам процесс игры также требует внимания педагога, так как дошкольники иногда, столкнувшись с трудностями, начинают проявлять отрицательные эмоции и бросают игру. Поэтому необходимо заботиться о создании в игре комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, поддерживать тех, у кого что-либо не получается, воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться желаемого результата. Кроме того, воспитателю требуется удерживать внимание детей, объясняя им игровые правила, демонстрируя последовательность действий и правила их выполнения. При выполнении всех перечисленных условий дидактическая игра будет особенно результативной. Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее подробная система дидактических игр и упражнений, предназначенная для развития сенсорной культуры дошкольника, была разработана Л.А. Венегром и Э.Г. Пилюгиной. Предполагается, что в младшем дошкольном возрасте дети 30 знакомятся с основными цветами солнечного спектра, а также с черным и белым цветами, с геометрическими фигурами (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), а также с величиной предметов (больше, меньше, самый большой). Овладение сенсорными эталонами включает не только узнавание свойств предметов, но и правильное их называние. В ходе игровой деятельности дети получают знания о свойствах и качествах окружающих предметов, которые им необходимы для дальнейшей жизни.
|