«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» |
Воспитание | |||
Автор: Айрапетян Евгения Сергеевна | |||
09.03.2021 03:50 | |||
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Б. Г. Ананьев. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает предметные действия с игрушками. Для знакомства с величиной подойдут матрёшки, пирамидки с кольцами, стаканчики – вкладыши. Ребёнок учится нанизывать кольца на стержень пирамиды начиная с самого большого кольца. Но для этого надо 2 -3 раза показать взрослому, как это делать. Учить малыша разъединять и соединять части одноместной матрёшки, а затем вкладывать меньшую матрёшку внутрь большой. Многократность упражнений с предметами (игрушками) постепенно приводит к тому, что малыш начинает решать задачу сразу с помощью внешнего ориентировочного действия, не прибегая к практическим пробам. Популярна игра с прищепками и с шаблонами предметов. Ребёнок берёт в руки круг жёлтого цвета и подбирает к нему жёлтые прищепки, прикрепляя их на шаблон. Получилось солнце. Или взять голубой бумажный цветок и прикрепить к нему голубые прищепки. Для детей 2 – 3 лет можно найти настольную игру «Цвета» в виде парных пазлов. Пару раз поиграете с ребёнком, а потом он будет играть самостоятельно. Чем больше вы будете упражняться с ребёнком по сенсорному восприятию, тем успешнее он будет выполнять задания, предметные действия с игрушками. А дети будут владеть хорошей координацией движений пальцев рук, действовать целенаправленно и настойчиво. Добиваться требуемого результата и будут уметь следовать предъявленному образцу. Сенсорное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т. д.
|