Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста» |
Воспитание | |||
Автор: Милова Алена Александровна | |||
26.12.2020 20:18 | |||
Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Милова А.А. Арзамас, 2020г. СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, Милова Алена Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47». Тема моего доклада «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста». СЛАЙД 2 Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий. У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному с взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада.
Задачи моей работы по данной теме: воспитать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях; познакомить с именами тех людей, кто прославил город Арзамас; сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Современный дошкольник воспринимает родной город не так, как ребенок несколько десятилетий назад. Куцакова Л.В. отмечает, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают их спрашивать о непонятном. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения — воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Эти задачи можно решать во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх в труде, в быту и т.п. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом. Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом, музеями и памятниками. Для достижения этой цели я решаю следующие задачи: СЛАЙД 3 Цель и задачи моей деятельности представлены на слайде. Цель: воспитание детей дошкольного возраста через реализацию краеведческого подхода. Задачи:
СЛАЙД 4 В своей работе по данной теме я выявила несколько направлений, которые представлены на слайде:
СЛАЙДЫ 5 – 12 ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать «создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также, имеющих различные, в том числе, ограниченные возможности здоровья; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность». В первый год своей работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста через краеведение, в соответствии с перспективным планом по самообразованию, была пополнена предметно-пространственная среда группы дошкольного возраста: создан мини-музеи ( «Арзамас – городок»), оформлена временная экспозиция мини-музея «Я помню – я горжусь!» Разработаны тематические альбомы ( «Достопримечательности города Арзамаса», «Музеи нашего города»), созданы презентации «Арзамас-городок», «История возникновения г. Арзамаса». Для организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию были созданы следующие интерактивные игры: «Заплатки», «Наш Арзамас», «Узнай свой город Арзамас»; дидактические игры с разрезными картинками – «Собери картинку»; оформлен лэпбук «Арзамас». Так же был пополнен центр художественной литературы (стихи А.Барто, рассказы Л.Н. Толстого, Н.Носов «Незнайка и его друзья»). Предметно-пространственная среда для детей расширена и оснащена наборами для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Пополнен наглядно-дидактический материал к празднику «День Победы» — «Главные сражения ВОВ», «Великая Отечественная Война». В результате участия в городском конкурсе макетов «Городок – наш Арзамас», центр патриотического воспитания группы пополнился макетом улицы Калинина г. Арзамаса. В течении 2-го года своей работы в соответствии с перспективным планом по реализации краеведческого подхода в патриотическом воспитании дошкольников, была пополнена предметно-пространственная среда группы дошкольного возраста: создан мини-музеи ( «Народные промыслы Нижегородской области»»), оформлены тематические альбомы ( «Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края» и др.), созданы презентации «История основания города», «Русская национальная одежда». Так же был пополнен центр художественной литературы (рассказы А.П. Гайдара «Голубая чашка», «Сказка о военной тайне и мальчише-кибальчише», «Горячий камень», «Тимур и его команда»; атлас «Промыслы и ремесла России»; история России «Народные промыслы»; русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Морозко»). Предметно-пространственная среда для детей пополнилась игрой-лото «Чудо узоры», д/и «Народные промыслы», викториной «Эрудит», игрой с разрезными картинками «Достопримечательности города Арзамаса», куклой «Хохломская красавица», куклами мальчика и девочки в русских национальных костюмах. В результате участия в городском конкурсе макетов «Климатические зоны Земли», центр природы группы пополнился макетом «Умеренная климатическая зона России» СЛАЙД 13 — 22 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАННИКАМИ. С целью ознакомления с бытом, культурой, традициями родного города, особенностями семьи, а также профессиями родителей, воспитания нравственных чувств у детей я строила свою работу с воспитанниками через разнообразные виды детской деятельности (познавательная, театрализованная, двигательная, изобразительная, игровая и т.д.). 1-й год работы С воспитанниками были проведены беседы ( «Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Наш любимый детский сад», «Кто работает в детском саду», «Наша группа», «Имя города» и др.), игры ( «Семья», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть», «Детский сад», «Опасно-не опасно» и др.) образовательная деятельность, чтение художественной литературы (Е. Благина «Посидим в тишине», А. Барто «Маляр», О. Чусовитина «Самый лучший!», Рассказ Л.Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки «Гуси — лебеди», «Кукушка»; Н. Нищева «Я хожу в детский сад», В. Зайцев «Я одеться сам могу», О. Кригер «На прогулку», Н. Найденова «Наши полотенца» и др.), инсценировки по прочитанному ( «Я иду в детский сад»), тематические выставки ( «Моя семья» и др.), просмотр мультфильмов, тематических альбомов. Были предложены воспитанникам интерактивные игры по теме. В ходе проведённой работы воспитанники начали расширять свои знания о семье, о детском саде, о родном городе, о Великой Отечественной Войне и земляках-героях; интересоваться такими сюжетно-ролевыми играми как: «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский сад» и др. 2-й год работы С воспитанниками были проведены беседы ( «Что такое семья?», «Мои семейные традиции», «Как был основан Арзамас», «Арзамас — вчера, сегодня, завтра», «Коренное население Арзамасского края», «Быт и традиции мордовского населения», «Русский народный костюм», «Великие люди Арзамасского края», «Животный и растительный мир родного края», «Наши пернатые друзья», «Деревья и кустарники» и др.), игры ( «Узнай свой город Арзамас», «Чей костюм?», «Наш платочек голубой», «Четвертый лишний», «Рыбалка», «Будь внимателен», «С какого дерева листок» и др.) образовательная деятельность ( «Сарафан», «Кокошник», «Раскрась сарафан» и др.), чтение художественной литературы (произведений А.П. Гайдара «Горячий камень», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Мальчиш – кибальчиш», «Голубая чашка»; русских народных сказок «Царевна – лягушка», «Как старуха нашла лапоть»; чтение книг об истории родного края, пословиц и поговорок о семье), тематические выставки ( «Природа моего края», «Мордовский сарафан» и др.), просмотр мультфильмов ( «Морозко», «Мальчик и земля», мультфильмов по произведениям А.П. Гайдара), тематических альбомов. Так же, в рамках взаимодействия с социальными партнерами, два раза на протяжении учебного года в детский сад приезжал Арзамасский историко-художественный музей с мультимедийными лекциями «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Арзамас-городок». В ходе проведённой работы воспитанники начали расширять свои знания о своей родословной, о традициях своей семьи; проявлять интерес к растительному и животному миру своего родного края; интересоваться традициями, историей и культурой Арзамасского края. СЛАЙД 23 — 29 Благодаря полученным знаниям воспитанники группы получили возможность принять участие в детских творческих конкурсах на муниципальном и всероссийском уровнях, по результатам которых были награждены не только сертификатами участников, но и дипломами победителей: 1. Муниципальный уровень:
3. Региональный уровень:
СЛАЙД 30 — 35 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Неотъемлемой частью реализации краеведческого подхода в воспитании детей дошкольного возраста является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом. Для активизации родителей были проведены выставки поделок и творческих работ ( «Наши руки не знают скуки», «Герб моей семьи», «Моя семья», «Мой любимый детский сад», выставка фотографий «Я живу в Арзамасе», «Открытка ветерану»). Так же были проведены родительские собрания и изготовлены консультации для родителей ( «Моя семья – моя крепость», «Семья и детский сад», «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания детей 4-5 лет»). В ноябре 2017г. в Арзамасском историко-художественном музее прошел городской конкурс макетов «Городок наш — Арзамас», организованный департаментом образования администрации города Арзамаса среди дошкольных образовательных организаций города. Основной целью данного мероприятия стало формирование познавательного интереса у воспитанников в ДОО к истории города Арзамаса. В изготовлении макета активное участие приняли родители группы № 6, которые оказали помощь в сборке каркаса макета, подбирали и распечатывали фотографии. Сам процесс изготовления макета, побудил семью нашей воспитанницы к написанию небольшого стихотворения, которое она прочла перед членами комиссии во время защиты макета. В декабре 2017г. семьи воспитанников приняли участие в выставке работ «Елочные игрушки в винтажном стиле». В апреле 2018 года семьи воспитанников приняли участие в выставке творческих работ «Пасхальный сувенир». Также, с целью приобщения родителей и воспитанников к истории родного края, была организована экскурсия выходного дня в Арзамасский историко-художественный музей. В мае 2018 года семьи воспитанников приняли участие в акции «Бессмертный полк». Для активизации родителей воспитателями были проведены выставки поделок и творческих работ ( «Выставка рисунков по произведениям А.П. Гайдара», «Природа моего края»; выставки фотографий «Родители тоже были детьми», «Интересный кадр»). Так же были проведены родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей ( «Генеалогическое древо семьи» и др.) В ноябре 2018г. в МБДОУ д/с №14 прошел городской конкурс макетов «Климатические зоны Земли», организованный департаментом образования администрации города Арзамаса среди дошкольных образовательных организаций города. Основная задача данного конкурса — активизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков экологически грамотного поведения в природных условиях, поддержанию интереса к объектам живой и неживой природы, воспитанию у дошкольников эмоционально-положительного, бережного отношения к объектам окружающей природы. От нашего детского сада был представлен макет «Умеренная климатическая зона России», в создании которого приняли участие родители группы старшего дошкольного возраста №6. Процесс создания макета оказался настолько увлекательным, что за ним с интересом наблюдали не только воспитанники, но и их родители. А семья воспитанницы гр. № 6, Кальковой Киры, даже написала стихотворение о природе родного края, которое Кира и представила членам комиссии во время защиты макета. С целью приобщения родителей и воспитанников к истории родного края, а именно к истории русского национального костюма, в феврале 2019 года была организована экскурсия в Арзамасский историко-художественный музей. В апреле 2019 года семьи воспитанников приняли участие в досуговом мероприятии «Моя семья. Мое семейное древо». С целью ознакомления с профессиями родителей, в апреле 2019 г. была организована экскурсия в пожарную часть №47 г. Арзамаса. В течение учебного года для родителей были подготовлены рекомендации ( «Экскурсия выходного дня в городской парк», «Ознакомление детей с народами Арзамасского края» и др.); изготовлены тематические альбомы ( «Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края»); дидактические игры с разрезными картинками ( «Народные промыслы» и др.). Была организованы экскурсии в Муниципальное учреждение культуры «Историко-художественный музей г. Арзамаса» и пожарную часть №47 г. Арзамаса. Родители совместно с детьми приняли участие в досуговом мероприятии «Моя семья. Мое семейное древо». Родители приняли активное участие в пополнение мини-музея «Народные промыслы Нижегородской области», в создании макета «Умеренная климатическая зона России». Они заинтересовались данной темой, поэтому принимали активное участиЕ в воспитательно-образовательном процессе по инновационной деятельности. Всё это способствовало не только расширению знаний родителей, но и вызвало у них желание более подробно рассказать своим детям об истории города, достопримечательностях. СЛАЙД 36-38 ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. В рамках обогащения и распространения своего педагогического опыта мною велась продуктивная работа на различном уровне: 1. Муниципальный уровень и уровень ДОУ:
2. Региональный уровень:
3. Всероссийский уровень:
4. Международный уровень:
СЛАЙД 39 Используемые источники В результате проведенной работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения:
|