Статья «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе» |
Воспитание | |||
Автор: Николаева Вера Михайловна | |||
24.11.2019 08:48 | |||
Статья «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе» Николаева В.М., воспитатель ГДБОУ детский сад № 20 Центрального района Санкт-Петербурга Сказка — универсальное средство в сфере воспитания, она многофункциональна. Сказки развлекают, заинтересовывают. В них обрисовываются ситуации, отношения между героями, выходящие за границы повседневности. С их помощью ребёнок расширяет свой кругозор, знание об окружающем мире. Сказка в понятной, назидательной форме воспитывает, показывая образцы нравственности. Она играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.
Сказки имеют огромное значение для малышей:
Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка. С помощью сказки дети эмоционально воспринимают различные картины природы и понимают, как прекрасен окружающий мир. Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в мире сказки тесно связано с реальностью и не уводит детей от нее. а служит раскрытию жизненной правды. Дошкольники узнают об образе жизни животных, об их повадках. Результаты исследований показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения — все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым). Для детей 3-4 лет уже можно помимо сказок о животных вводить сказки с сюжетом, отражающим взаимоотношения людей. Например, сказки: «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Для детей этого возраста можно уменьшить показ иллюстраций или показывать иллюстрации уже после изложения сказки. Для погружения в сказку педагог использует различные приемы:
Ребенок с помощью взрослого пытается воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки, что способствует развитию коммуникативных навыков. Сказка охватывает все виды деятельности ребенка. Малыши с удовольствием рисуют зернышки для курочки, травку для козлят; лепят колобка, яичко, брёвнышки для теремка; строят из конструктора дорожки, домики, заборчики для своих любимых сказочных героев. Сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития ребенка. Это важный элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения. Доказано, что дети, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее учатся говорить и правильно выражать свои мысли. Рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.
|