Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста |
Воспитание | |||
Автор: Главный Редактор | |||
29.08.2016 09:32 | |||
Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
На 1 этапе в качестве диагностирующего материала использовались пирамидка, коробка форм, парные, разрезные картинки, эталоны, геометрические фигуры. Объектом исследования выступает игра и игрушка в психическом развитии детей раннего возраста. Предметом исследования является изучение роли игрушки в развитии восприятия ребенка. Исследование было проведено с детьми 2-3 лет, которое проходило в два этапа. Рассмотрим поэтапно результаты исследования. Целью первого этапа было проведение диагностики на выявление уровня зрительного восприятия детей, по методике Стребелевой (7 из 12 заданий, направленных на определение уровня зрительного восприятия), и методике Л.А.Венгера «Перцептивное моделирование», «Эталоны». Обследовались дети традиционного детского сада и групп Монтессори. В ходе диагностики были отобраны дети с низким уровнем зрительного восприятия. Целью второго этапа было проведение развивающих игр со специально подобранными игрушками с учетом всех компонентов зрительного восприятия. По результатам первого этапа были сформированы группы как в традиционном ДОУ, так и в группах Монтессори (в дальнейшем контрольная группа). Игровой материал был подобран на все составляющие зрительного восприятия (константность, фугура-фон, зрительно-моторная координация, положение в пространстве, пространственные отношения, перцептивное моделирование, эталоны). Кроме того, большое внимание уделялось развитию мотивации, т.е. созданию интереса к игровому материалу, т.к. в детском саду, в котором проводились занятия (имеется в виду традиционный ДОУ) были в наличии такие игрушки как пирамидки, матрешки, но адекватного действия с этими игрушками у детей не обнаруживалось, зрительно-моторная координация не была сформирована. Рассмотрим результаты, полученные на 1, 2 этапах. В процессе диагностики выявлены статистически значимые различия между уровнем восприятия детей групп Монтессори и детей традиционного ДОУ. У детей традиционного ДОУ был обнаружен низкий уровень зрительного восприятия по всем заданиям, включая и блок методик Венгера «Перцептивное моделирование» и «Эталоны». Дети групп Монтессори также показали низкий уровень выполнения заданий на «Перцептивное моделирование» и «Эталоны», в остальных заданиях - средний - чаще высокий уровень. На втором этапе был расширен игровой материал, за счет включения игрушек на развитие перцептивных действий. Предлагались новые игрушки, которые не были ранее использованы ребенком. Было проведено 10 занятий, после которого проводился контрольный эксперимент с участием контрольной группы (детей групп Монтессори) В эксперименте участвовали две группы •первая – дети, которые показали низкий уровень зрительного восприятия, •вторая группа – средний-высокий уровень зрительного восприятия (контрольная). Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня зрительного восприятия детей традиционного ДОУ. В ходе развивающих занятий использовались игрушки на все составляющие зрительного восприятия, в группах Монтессори использовались игрушки, предусмотренные программой Монтессори, но это не привело к развитию перцептивных действий, улучшению результатов при выполнении задания «Перцептивное моделирование», «Эталоны». Результаты остались практически неизменными. Вывод. Несмотря на наличие в условиях традиционного ДОУ игрового материала на перцептивные действия, эти действия не были сформированы, поскольку их развитию требует специальных условий по организации действий с игровым материалом, работы по созданию мотивации у детей к деятельности с этим игровым материалом. Кроме того, несмотря на более высокий уровень сенсорного развития у детей групп Монтессори, обращает на себя внимание недостаточный уровень развития некоторых перцептивных действий (таких как приравнивание к эталону, перцептивное моделирование), что мы связываем с отсутствием игрового материала на данные составляющие, а также с недостаточным вниманием организацией игровой деятельности. Автор(ы): Алексо В.А.
|