Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку |
Воспитание | |||
Автор: Клёмина Татьяна Сергеевна | |||
19.10.2018 12:22 | |||
Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку Теория привязанности – это психологическая теория о межличностных отношениях и базовом доверии к миру, которые формируются в детстве. Она находится в авангарде детской психологии и признана специалистами по всему миру. Основой теории привязанности послужили работы и наблюдения, сделанные во время Второй мировой войны английским психиатром Джоном Боулби. Он на практике исследовал влияние семьи и её отсутствия на жизнь ребёнка. Джон Боулби заключил, что наличие привязанности ко взрослому является эволюционно обусловленной. Именно присутствие взрослого рядом, его забота могли гарантировать ребёнку жизнь и здоровье. Популяризатором идеи привязанности стал Гордон Ньюфелд. В книге «Не упускайте своих детей» он обобщил и углубил теорию Боулби. На практических примерах и жизненных ситуациях он рассказал, как формируется привязанность к своему «значимому взрослому» и каковы последствия нарушения этого процесса.
В России главной идейной вдохновительницей и популяризатором теории привязанности является известный детский психолог Людмила Петрановская. В 2014 году вышла её книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», ставшая настольным пособием по детской психологии для многих родителей. Теория привязанности и воспитание – как это работает? Понимание теории привязанности и её механизмов могут не только помочь в социально-психологическом развитии, но и значительно облегчить воспитание ребёнка. Для психологического здоровья, умения понимать и контролировать свои чувства, а также для развития эмпатии в дальнейшем ребёнку необходима привязанность хотя бы к одному взрослому. Это может быть как мама, так и отец, бабушка-дедушка, старший брат или сестра или даже воспитатель или няня. Если в первые годы развития у ребёнка не было такого взрослого, то формирование базового доверия к миру пойдёт с нарушениями, а то и не произойдёт вовсе. Существует 4 типа привязанности:
Теория привязанности говорит, что качество и глубина эмоциональной связи между ребёнком и родителями не зависит от количества проведённого вместе времени. Вдумчивые, искренние и тёплые полчаса принесут больше пользы, чем три пустых часа бок-о-бок. С взрослением ребёнка привязанность также будет меняться. Новорождённые дети обладают самой сильной потребностью в близости взрослых. Это объясняется, в том числе, и биологически, ведь новорождённый ребёнок не может существовать без заботы со стороны старшего. Дошкольники строят свою привязанность как на внутренней близости и тепле, так и на внешних проявлениях любви и заботы. Признания в любви, подарки, идеализация родителей и попытки показать им свою любовь – во всём этом и выражается привязанность. В возрасте 6-7 лет начинается частичная сепарация от родителей, когда их поддержка и близость является фоновой, фундаментальной и требуется только в исключительных случаях, когда больно, обидно или страшно. В остальное время ребёнок уже сам может находиться в состоянии положительной уверенности в себе и мире вокруг. Отделение от родителей происходит постепенно и достигает своего максимума к окончанию полового созревания и юридической зрелости. Привязанность переходит на более глубокий, фундаментальный уровень. При идеальном течения развития, взрослому человеку уже не требуется регулярная проверка свое значимости для близких. К сожалению, иногда тот или иной этап развития привязанности проходит с нарушениями. Излишняя опека и гиперконтроль над школьником приводит к невозможности психологической сепарации: в зависимости от темперамента, ребёнок будет ли громко протестовать, либо, наоборот замкнётся в себе. Будучи взрослым, такой человек будет избегать близких, глубоких отношений. Он станет либо чёрствым, либо инфантильным человеком. Недостаточное внимание к ребёнку, вынужденная длительная разлука во младенчестве или эмоциональная холодность со стороны родителей также не позволят ребёнку вырасти психологически зрелым и уверенным в себе человеком. Как стать ближе к ребёнку? Несмотря на пугающие последствия нарушения привязанности сделать это на самом деле очень трудно! В семье, где царит любящая атмосфера, где принято заботиться и беречь друг друга привязанность остаётся прочной даже в условиях разлуки (детский сад, пребывание в больнице или стационаре). К сожалению, постоянный информационный гнёт, тяжёлые условия и образ жизни часто вызывают чувство вины у родителей. «А что если я недостаточно люблю и забочусь?» — вот вопрос, которым озадачены многие мамы, страдающие родительским неврозом. Чтобы помочь справиться с этим разрушительным чувством, мы собрали 5 простых рекомендаций, как можно стать ближе к ребёнку и усилить привязанность между вами:
В современной детской психологии теория привязанности считается основной для понимания механизмов становления и формирования детской психики. Хотя первые три года жизни являются критическими для становления привязанности, её укреплением и восстановлением можно успешно заниматься в любом возрасте.
|