«Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста» |
Воспитание | |||
Автор: Барабашина Елена Андреевна | |||
23.07.2018 15:24 | |||
«Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды Краснобаковский район Нижегородская область Подготовила: Барабашина Елена Андреевна воспитатель высшей категории МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Краснобаковский район Нижегородская область 2017- 2018 год Что такое «гендер» (gender)? По одним источникам- с английского «род», по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.
Актуальность темы — всем очевидна. Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую шутку. Как и ювенальная юстиция, от той вообще страшные последствия. Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское и женское начало — с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников Отечества. Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать. Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т.к. малыш ориентируется на поведение родителей. Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А чтобы понять разницу между мужским и женским началом — ребенку важно общаться и папой и с мамой. Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и социальные факторы формируют личность наравне с биологическими данными. Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления противоположного пола. Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать половую принадлежность — нарочитое грубое поведение, мужской стиль одежды у девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать. Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения. Подчеркивать ребенку «Ты девочка…», «Ты мальчик…», соответствующая одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда, брата и т.д. Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта определенного пола от рождения. В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно представить. И это не только в Европе. Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать основополагающими и в семье и ДОУ. В этом году у меня группа малышей раннего возраста от полутора до трех лет. Поэтому мной была выбрана именно эта тема самообразования. Мне хотелось начать заниматься гендерным воспитанием детей от самых истоков нахождения их в ДОУ. Всем известно, что у мальчиков и девочек с раннего возраста формируются разные интересы и способы общения. С 2-3летнего возраста малыши начинают осознавать свой пол. Внимательно наблюдают за взрослыми и подражают их поведению. Дошкольный возраст — наиболее значимый и активный период адаптации детей к социальным нормам. Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу свое гендерное поведение. Для начала работы по теме изучила теоретический материал, подобрала книги и консультации для родителей. (В апреле выходит журнал «Мой ребенок» основная тема, которого «Гендерное воспитание детей»). И для реализации задуманного мной плана по гендерному воспитанию в начале года я с родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. При активном участии родителей была оформлена комната раздевалки с учетом выбранного направления: стенд для размещения информационно-обучающего материала, консультаций рекомендательного характера; ящик для вопросов, предложений и пожеланий (рассматривались на родительских собраниях). На протяжении всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда группы при неизменной поддержке родителей. Множество аспектов гендерного воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных моментах, в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями время – праздники, игры, прогулки и субботники дали детям элементарные представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как представителей разных полов. При формировании КГН учитывались особенности для мальчиков и девочек, начиная с горшков. Через моделирование жизненно значимых ситуаций «Я и моя семья» и т.д., специально организованные виды деятельности и проблемные ситуации «Мальчики-защитники»,» Будущие папы», «Девочки маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…», игры разной формы и направленности — имитационные, дидактические, сюжетно-ролевые, схемы-действия (картотека игр) мы освоили первые правила и нормы поведения, присущих разным полам в обществе:
Фотовыставка совместных фотографий детей с родителями «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» — для усвоения будущих социальных ролей: «Мама была девочкой, и я вырасту стану мамой…» Девочек стали чаще одевать в платья, сарафаны, прибирать красиво волосы. Мальчиков коротко стричь, равняться на папу: «У меня папа солдат и я буду солдат!». Произошел большой прогресс в развитии навыков самообслуживания. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие — установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
|