«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников» |
Воспитание | |||
Автор: Черных Наталья | |||
13.03.2016 07:49 | |||
«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников» Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г. Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Помимо внешних отличий, существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, разграничения в поведении и психологических характеристиках индивидов. Эти отличительные черты между полами, безусловно являются ценностью человечества как вида и необходимы для реализации самой важной функции, ради которой мы пришли в этот мир – продолжить жизнь в наших детях. Детский возраст является сензитивным периодом для формирования этих убеждений.
В современном мире существует большая проблема в том, что человечество стало забывать роли и функции соответствующие мужскому полу и соответствующие женскому полу, их отличие друг от друга. Заметна тенденция смешения мужских и женских качеств, а в некоторых аспектах даже их замена: мужчины приобрели женские особенности, а женщины приобрели мужские особенности. Эта своего рода «эволюция» заставляет задуматься и незамедлительно принять меры для восстановления представлений о социальных ролях, присущих женскому и мужскому полу. Необходимо уже в детском саду внедрять и использовать различные способы для формирования «правильных» полоролевых представлений. Одним из способов решения такой задачи, является сюжетно-ролевая игра. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [66] Т. А. Думитрашку, анализируя психолого-педагогическую литературу, делает вывод, что мальчики пяти лет начинают играть в «войну», «пограничников», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает пограничникам, он передает в игре свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно выполнено. Такие игры воспитывают, как говорят исследователи «мужественность». [27] Е. О. Смирнова акцентирует наше внимание на том, что возраст 4-5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [63] Также Д. Б. Колесов считает, что суть полового воспитания состоит в овладении нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Он определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола». [36] О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе. [52] Как говорит Н.Я. Михайленко, игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [48. ]. Многие работы и наблюдения отечественных исследователей таких как: Л. В. Градусовой, А.Т. Коркки, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной, О.М. Гостюхиной, показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин. [25] Д. Б. Эльконин полагает, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. [79] От содержания игры Д. Б. Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры [79]. Как указывал Д. Б. Эльконин, структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры включает следующие компоненты:
Ещё Д. Б.Эльконин выделяет следующие уровни развития игровой деятельности:
Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. [22] По мысли Л.С. Выготского в сюжетно-ролевых играх происходит "реализация нереализуемых в жизни" стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их. [21] Т.А. Репина полагает, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Формирование качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста происходит в игре, в которой создаются условия для изучения моделей реального мужского поведения и развития качеств мужественности. Именно поэтому игре должно уделяться больше внимания при организации работы с мальчиками и особенности организации таких игр должны быть методически разработаны [57]. Влияние игры на развитие произвольности ребёнка широко изучалось в отечественной психологии такими психологами как: Л.И. Божович, ЕА Бугрименко, А.В. Запорожец, АН. Леонтьев, З.В. Мануйленко, З.М. Истомина, Д.Б. Эльконин. Ими было доказано и показано, что игра упорядочивает не только поведение, но и внутреннюю жизнь ребёнка, делает её более осмысленной и осознанной. [14] Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра — удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко... Первые уроки жизни — здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [19]. По мнению Э. Эриксона большое значение в формировании положительной половой идентичности имеет сюжетно–ролевая игра, которая является центром научного сотрудничества «Интерактив плюс» ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и женственности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы. [78] Исследования Л. А. Абрамяна, показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. [2] Р.И. Жуковская, сделала вывод о необходимости проведения игр-занятий, которые стали бы важным этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. [28] Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Он рассматривает игру как особый тип деятельности, отношение личности к окружающей действительности: «игра – это осмысленная деятельность, то есть, совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.». Единство мотива и цели в игровой деятельности – важнейшая характеристика. Мотивы игры, по мнению Рубинштейна, определяют её сущность и заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности, важных для ребёнка: «игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено.» [58] По мнению психологов: Р.А. Иванковой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается в сюжетно-ролевой игре. [33] Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [18] По определению Я.Л. Коломинского, игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними. [40] По мнению А. Н. Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). [44] В исследованиях А. П. Усовой, показано что зарождение сюжетов относиться ещё к пред школьному возрасту, где сюжеты отрывочны, нелогичны и неустойчивы, но задают основу ролевой игры. В старшем возрасте развитие сюжета идёт от исполнения ролевых действий к ролям – образцам, где ребёнок пользуется не только игровыми атрибутами, но и разнообразными внутренними средствами изображения: мимикой, жестами, речью, действиями и отношениями. [69] К. Гросс считал, что игра — это упражнения, определяемые инстинктами в целях их усовершенствования. Т.е., особые формы игры — особые формы инстинктов. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. [26] Ф. Шиллер рассматривал игру как эстетический импульс. К.В. Зворыгина установила, что игра, имеет структуру интеллектуальной деятельности и протекает по типу решения игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. Разработанный ею комплексный метод руководства формированием игры явился эффективным средством, обеспечивающим поэтапное развитие вое более обобщенных способов осуществления игровых действий у детей раннего и младшего дошкольного возраста. [31] Д. И. Фельдштейн также указывает на ведущую роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. В ней развивающиеся чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности обогащаются, изменяются, становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, т. е. с общественной точки зрения; развиваются личностные механизмы поведения — контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. В игровой деятельности формируется система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов, в которой общественные по содержанию мотивы деятельности (стремление сделать что-то полезное для других людей) приобретают значительно большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. [71] Исследователь Коффка рассматривает игру, как другой мир ребенка. Все то, что относится к ребенку, — есть игровая действительность. То, что относится к взрослому, есть серьезная действительность. Одна и та же вещь в игре имеет один смысл, вне этого — другой смысл. В детском мире господствует логика желаний, логика удовлетворения влечения, а не реальная логика. В жизнь переносится иллюзорность игр. [42] А.В. Запорожец считает игру первой доступной для дошкольников формой деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. Т.е. в игровой деятельности осуществляется моторное развитие ребенка. [30] Таким образом, согласно взглядов К. Гросса, Ф.Шиллера, Е. В. Зворыгина, А. П. Усовой — игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними. Содержание сюжетных игр в среднем дошкольном возрасте обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Источник литературы:
|