Влияние сказки на формирование личности ребенка. |
Воспитание | |||
Автор: Солопова Наталья Александровна | |||
17.02.2016 10:31 | |||
Влияние сказки на формирование личности ребенка Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка- один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и общей картины мира.
В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей. Осипова А.А. в своём учебном пособии "общая психокоррекция" предлагает следующую классификацию сказок:
Сказка несёт в себе следующие функции:
Осипова А.А. полагает, что привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий; 4. Интересность, необычность сюжетных поворотов, что помогает детям активно воспринимать и усваивать содержащуюся в сказках информацию В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и обучающем процессах:
С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений. Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок. Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т.е отношение к герою и определяет его оценку ребёнком. В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др. В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции. Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка. Источники:
|