Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности
Воспитание
Автор: Кузьмичева Татьяна Александровна   
02.10.2015 21:39

Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельностиГендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности

Кузьмичева Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 271» г. Нижний Новгород

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

 Скачать статью

Дошкольный возраст – важный период для становления первичной половой идентификации и адаптации человека. На фоне изменений происходящих в обществе меняются и психологические позиции детей, их сознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, слабы физически, не умеют постоять за себя, эмоционально не устойчивы, у них не сформированы навыки культуры поведения по отношению к девочкам. В игровой деятельности дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними, воспитание правильных взаимоотношений между разнополыми детьми в совместных играх и других видах детской деятельности.

Анализ научных исследований по гендерной социализации детей дошкольного возраста показал, что половая идентификация и социализация являются одним из наиболее спорных вопросов в психолого-педагогической науке.

В зарубежных исследованиях существуют разные подходы к ее решению. Одной из основных концепций является концепция З.Фрейда, согласно которой основная роль в половой дифференциации принадлежит биологическим факторам, а основным механизмом этого процесса является идентификация ребенка с родителями (11).

Теория социального научения и близкая ей теория моделирования основаны на том, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать и от родительских оценок.

Когнитивно — генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем соотносит себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли.

Таким образом, в зарубежных исследованиях проблемы половой идентификации и социализации активно рассматриваются представителями разных научных теорий, но до сих пор нет единой концепции в этом вопросе.

В отечественной науке серьезные психологические исследования на эту тему начались еще в 30-е годы в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Наиболее детальной философской разработке данная проблема подверглась в трудах И.С. Кона, который утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации.

В исследовании Т.П. Хризман (8) показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.

В.С. Мухина (7) в своих работах придает неоценимое значение взрослым в формировании половой идентификации ребенка. Она также раскрывает гендерные отношения в игровой деятельности: различия в направленности общения у мальчиков и девочек, доброжелательность к своему полу – признаки объединения детей в игре.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесла Т.А. Репина (8). В своих работах она утверждает, что анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. У девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У мальчиков чаще случаются заикания, неврозы, задержки умственного развития.

По данным Т.М. Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. У девочек более развита мелкая моторика, лучше показатели в равновесии и гибкости. Они раньше начинают читать, пользоваться сложными грамматическими конструкциями. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, лучше показатели в метании на дальность. У них превалирует абстрактное, отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика.

Ряд исследований посвящены влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка: отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают внимание многих исследователей. Главной целью гендерной социализации личности ребенка является подготовка к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.

Под гендерной социализацией применительно к детям дошкольного возраста понимается процесс вхождения ребенка в систему культурных норм, включающий три компонента (6):

  • наличие у детей адекватных представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях;
  • сформированность у детей чувства эмоционального принятия своего пола;
  • проявление у детей характерных положительных поведенческих признаков, свойственных определенному полу.

Именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно по своим задачам, зависят от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей и от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить (1).

Мальчики стремятся к независимости, а девочки – к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в массовые игры, девочки предпочитают собираться маленькими группками, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

Существуют и другие различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности. Эти символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, горы, мосты, машины, самолеты, ракеты), врагов, силы и борьбы. У девочек выступает другая система символов: материнство (куклы, коляски, невесты), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), достатка, женской красоты (2). У девочек уже в раннем возрасте проявляются «инстинкт материнства», который выражается в интересе к другим детям, в заботливом отношении к куклам. Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны, сильнее привязаны к дому. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, поэтому девочки более обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрение, так и на порицание. Все это должно определить содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в различных видах детской деятельности.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Организуя игровую деятельность детей, воспитателям следует помнить, что игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают перед собой куклы, тряпочки, бусы, посуду – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом все окружающее пространство.

Роль воспитателя состоит в том, что он должен ежедневно участвовать в играх детей. При этом должен руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Освоение детьми ролевого действия и взаимодействия является важнейшим достижением, связанным с освоением способов построения игры. Когда в игре будет достигнут уровень принятия роли и умения осуществлять в определенно последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.

На занятиях по художественной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Вместе с тем, педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3—4 лет должны обязательно рисовать:

  • для детей этого возраста рисование является видом деятельности, которое органично объединяет в одно целое игру и речь и влияет на общее развитие ребенка;
  • в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах;
  • педагоги и психологи считают, что сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (лепки, аппликации, рисунка, поделки и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, взрослых.

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата: научился рисовать, резать ножницами, конструировать и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

В НОД по познавательно-речевому, социально-коммуникативному развитию воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. Мальчики плохо воспринимают инструкцию на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Также педагог должен дифференцированно подходить к подбору раздаточного материала (предложить мальчикам посчитать солдатиков, танки, кораблики, флажки, а девочкам предлагает – цветочки, бабочки, матрешки и др). Например, мальчикам предлагает составить и решить задачи о средствах передвижения, а девочкам – об игрушках, принцессах, растениях.

При организации трудовой деятельности выполнение заданий детьми старшего дошкольного возраста можно распределить следующим образом:

Мальчики Девочки

Хозяйственно-бытовой труд

Помогают менять воду, подносят тазики, моют и убирают крупный строитель, ремонтируют книги. Протирают пыль на полочках, моют игрушки, готовят салаты, наводят порядок в шкафчиках, нарезать салфетки.

Дежурство

Ставят для занятий столы, стулья, раздают второе, убирают посуду. Сервируют стол, раскладывают материал для занятий, моют кисточки.

Труд в уголке природы

Переносят горшки с комнатными растениями. Поливают, протирают, рыхлят комнатные растения.

Труд на участке

Подметают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, выносят оборудование на участок для игр, приносят воду для игр с водой. Поливают песок в песочнице, наводят порядок на веранде, игровых уголках, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.

Ручной труд

Конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора. Вышивают салфетки, делают сувениры для малышей, мальчиков, работают с бисером.

На музыкальных занятиях музыкальному руководителю следует обращать внимание на красоту, правильность исполнения характерных танцевальных движений, поощрять девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность. При обучении игре на музыкальных инструментах предлагать мальчикам ложки, барабаны, девочкам – бубны, колокольчики, трещотки. Дифференцированно производить отбор танцевальных номеров к праздникам (например, «бравые солдаты», «матросский танец», «танец петрушек, снеговиков, пиратов и др.» — для мальчиков; «танец – снежинок, бусинок, русалочек», «танец с куклами, зонтиками, цветами» — для девочек). Разучивать и совместные танцы — «парный танец», «гусары и барышни» и др.

Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться в процессе НОД физической культурой. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метании е предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам.

Учет гендерных особенностей детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям:

  • подбор упражнений с использованием карточек-заданий, графически отображающие действия мальчиков и девочек;
  • дозировка физической нагрузки;
  • методика обучения сложным двигательным действиям;
  • педагогическое руководство двигательной деятельностью детей (зависит от уровня двигательной активности, различий в эмоциональности);
  • участие детей в играх и соревнованиях (подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек, и для мальчиков;
  • двигательные предпочтения детей (необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы);
  • взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений;
  • система поощрений (для мальчиков важно, что конкретно оценивается в деятельности, а для девочек – кто и как их оценивает);
  • требования к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Современный педагогический процесс требует от педагогов творческого мышления, моделирования действий, инициативы, осознанного принятия решений.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Алешина Ю.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. – М., 1991 — №4.
  2. Великова С.А., Гусарова Г.В. Особенности усвоения ролей мужчины и женщины //Медработник дошкольного образовательного учреждения. – М. 2010. — № 2.
  3. Возрастные особенности психического развития детей / Под. ред. Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.
  6. Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание – М., 2004. — №5.
  7. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
  8. Репина Т.А., Хризман Т.П. Учиться искусству воспитания. М., 1993.
  9. Филиппова С.О. «На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки!» //Дошкольное воспитание – М., 2002. — №6-2002.
  10. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. М., ТЦ — Сфера, 2006.
  11. Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год