Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности |
Воспитание | |||
Автор: Кузьмичева Татьяна Александровна | |||
02.10.2015 21:39 | |||
Гендерная социализация детей в специфически детских видах деятельности Кузьмичева Т.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 271» г. Нижний Новгород Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важный период для становления первичной половой идентификации и адаптации человека. На фоне изменений происходящих в обществе меняются и психологические позиции детей, их сознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, слабы физически, не умеют постоять за себя, эмоционально не устойчивы, у них не сформированы навыки культуры поведения по отношению к девочкам. В игровой деятельности дети демонстрируют модели поведения не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними, воспитание правильных взаимоотношений между разнополыми детьми в совместных играх и других видах детской деятельности. Анализ научных исследований по гендерной социализации детей дошкольного возраста показал, что половая идентификация и социализация являются одним из наиболее спорных вопросов в психолого-педагогической науке. В зарубежных исследованиях существуют разные подходы к ее решению. Одной из основных концепций является концепция З.Фрейда, согласно которой основная роль в половой дифференциации принадлежит биологическим факторам, а основным механизмом этого процесса является идентификация ребенка с родителями (11). Теория социального научения и близкая ей теория моделирования основаны на том, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать и от родительских оценок. Когнитивно — генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем соотносит себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли. Таким образом, в зарубежных исследованиях проблемы половой идентификации и социализации активно рассматриваются представителями разных научных теорий, но до сих пор нет единой концепции в этом вопросе. В отечественной науке серьезные психологические исследования на эту тему начались еще в 30-е годы в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Наиболее детальной философской разработке данная проблема подверглась в трудах И.С. Кона, который утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В исследовании Т.П. Хризман (8) показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. В.С. Мухина (7) в своих работах придает неоценимое значение взрослым в формировании половой идентификации ребенка. Она также раскрывает гендерные отношения в игровой деятельности: различия в направленности общения у мальчиков и девочек, доброжелательность к своему полу – признаки объединения детей в игре. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесла Т.А. Репина (8). В своих работах она утверждает, что анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. У девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У мальчиков чаще случаются заикания, неврозы, задержки умственного развития. По данным Т.М. Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. У девочек более развита мелкая моторика, лучше показатели в равновесии и гибкости. Они раньше начинают читать, пользоваться сложными грамматическими конструкциями. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, лучше показатели в метании на дальность. У них превалирует абстрактное, отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Ряд исследований посвящены влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка: отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают внимание многих исследователей. Главной целью гендерной социализации личности ребенка является подготовка к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Под гендерной социализацией применительно к детям дошкольного возраста понимается процесс вхождения ребенка в систему культурных норм, включающий три компонента (6):
Именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности:
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно по своим задачам, зависят от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей и от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить (1). Мальчики стремятся к независимости, а девочки – к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в массовые игры, девочки предпочитают собираться маленькими группками, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Существуют и другие различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности. Эти символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, горы, мосты, машины, самолеты, ракеты), врагов, силы и борьбы. У девочек выступает другая система символов: материнство (куклы, коляски, невесты), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), достатка, женской красоты (2). У девочек уже в раннем возрасте проявляются «инстинкт материнства», который выражается в интересе к другим детям, в заботливом отношении к куклам. Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны, сильнее привязаны к дому. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, поэтому девочки более обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрение, так и на порицание. Все это должно определить содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в различных видах детской деятельности. Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Организуя игровую деятельность детей, воспитателям следует помнить, что игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают перед собой куклы, тряпочки, бусы, посуду – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом все окружающее пространство. Роль воспитателя состоит в том, что он должен ежедневно участвовать в играх детей. При этом должен руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Освоение детьми ролевого действия и взаимодействия является важнейшим достижением, связанным с освоением способов построения игры. Когда в игре будет достигнут уровень принятия роли и умения осуществлять в определенно последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций. На занятиях по художественной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Вместе с тем, педагоги, психологи и физиологи считают, что дети в возрасте 3—4 лет должны обязательно рисовать:
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (лепки, аппликации, рисунка, поделки и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, взрослых. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата: научился рисовать, резать ножницами, конструировать и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. В НОД по познавательно-речевому, социально-коммуникативному развитию воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. Мальчики плохо воспринимают инструкцию на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Также педагог должен дифференцированно подходить к подбору раздаточного материала (предложить мальчикам посчитать солдатиков, танки, кораблики, флажки, а девочкам предлагает – цветочки, бабочки, матрешки и др). Например, мальчикам предлагает составить и решить задачи о средствах передвижения, а девочкам – об игрушках, принцессах, растениях. При организации трудовой деятельности выполнение заданий детьми старшего дошкольного возраста можно распределить следующим образом: Мальчики Девочки Хозяйственно-бытовой труд Помогают менять воду, подносят тазики, моют и убирают крупный строитель, ремонтируют книги. Протирают пыль на полочках, моют игрушки, готовят салаты, наводят порядок в шкафчиках, нарезать салфетки. Дежурство Ставят для занятий столы, стулья, раздают второе, убирают посуду. Сервируют стол, раскладывают материал для занятий, моют кисточки. Труд в уголке природы Переносят горшки с комнатными растениями. Поливают, протирают, рыхлят комнатные растения. Труд на участке Подметают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, выносят оборудование на участок для игр, приносят воду для игр с водой. Поливают песок в песочнице, наводят порядок на веранде, игровых уголках, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках. Ручной труд Конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора. Вышивают салфетки, делают сувениры для малышей, мальчиков, работают с бисером. На музыкальных занятиях музыкальному руководителю следует обращать внимание на красоту, правильность исполнения характерных танцевальных движений, поощрять девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность. При обучении игре на музыкальных инструментах предлагать мальчикам ложки, барабаны, девочкам – бубны, колокольчики, трещотки. Дифференцированно производить отбор танцевальных номеров к праздникам (например, «бравые солдаты», «матросский танец», «танец петрушек, снеговиков, пиратов и др.» — для мальчиков; «танец – снежинок, бусинок, русалочек», «танец с куклами, зонтиками, цветами» — для девочек). Разучивать и совместные танцы — «парный танец», «гусары и барышни» и др. Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться в процессе НОД физической культурой. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метании е предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам. Учет гендерных особенностей детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям:
Современный педагогический процесс требует от педагогов творческого мышления, моделирования действий, инициативы, осознанного принятия решений. Список использованной и рекомендуемой литературы
|