Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитательский час Тема: «СМЕЛЫЕ ГЛАЗА — МОЛОДЦУ КРАСА»
Воспитание
Автор: Цой Оксана Анатольевна   
24.06.2015 18:22

Воспитательский час Тема: «СМЕЛЫЕ ГЛАЗА — МОЛОДЦУ КРАСА»Воспитательский час Тема: «СМЕЛЫЕ ГЛАЗА — МОЛОДЦУ КРАСА»

Автор: Цой Оксана Анатольевна, воспитатель, вторая квалификационная категория МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Семья»

Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать смелым и сильным, как герои любимых сказок, фильмов, мультфильмов и книг? Тем более что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные, спасатели, воины.

Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.

 

О смелости сложено много пословиц и поговорок: «Смелых и смерть боится», «Смелые глаза — молодцу краса», «Смелость города берет».

  • Как вы можете объяснить эти пословицы?

Смелых боятся враги, и даже сама смерть, смелость украшает человека. Смелые люди преодолевают любые преграды и препятствия, а во время войны могут брать города. Напротив, боязливые, трусливые люди не вызывают уважения, их часто сравнивают с зайцами, которых считают трусливыми. «Трусливому зайке и пенек — волк» — говорится в поговорке. Очень часто трусость состоит в том, что мы боимся признаться в каком-то дурном поступке или в нечаянной шалости.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Не хочу быть трусом.
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь

Я, наверно, просто трус!
Мама может огорчиться,
Мама может рассердиться,
Скажет: «Мы ведь говорили,

Не играй с мячом в квартире.
В догонялки, в салки, в прятки,
В мяч играют на площадке».
Кто подскажет мне, как быть,
Чтобы трусом не прослыть?

  • Что вы можете посоветовать мальчику?
  • Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?
  • Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?

Однажды я наблюдала такую картинку. Высокий, сильный на вид подросток отнял у малы-шей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.

— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.

Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.

В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:

— А ну, отдай мяч малышам!

— Не отдам! Ишь, чего захотел! — ответил парень. Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил мяч у парня из рук и бросил его детям. Гриша наблюдал за действиями друга, стоя неподалеку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обязательно помог бы другу, если бы в этом была необходимость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!

Они давно дружат и вместе занимаются спортом.

Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он хотел затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша были меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.

Денис вступился за малышей, во-первых, потому что обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен, чтобы справиться с подростком, ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним был его верный друг.

Если бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не справиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И правильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть безрассудной, а риск — неоправданным.

  • Как вы оцениваете поступок Дениса?
  • Смелый ли он мальчик?
  • Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис?
  • Позвали на помощь кого-то из взрослых?

А вот другой случай.

Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и захотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:

— Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!

— Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.

Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед стал слишком слабым и может не выдержать.

Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а направились в обход. Костя оказался прав!

Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже Должна быть разумна!

  • Как вы думаете, трус ли Костя?
  • Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?

Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физически сильный человек.

Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зимой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храбрым. Суворов не проиграл ни одного сражения!

Не было полководца, которого бы так любили и уважали солдаты, и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды простых солдат!

Именно Суворову принадлежат знаменитые слова:

«Храброго пуля боится, храброго штык не берет».

Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным духом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее русского солдата» — говорится в народе.

Героизм и храбрость всегда проявляли русские солдаты, защищая Отечество.

В народной памяти сохраняются имена героев многих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было много тяжелых кровопролитных сражений. Перелом наступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдался врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сержанта, защищавшего его. После войны этот полусгоревший, разбитый снарядами дом не стали восстанавливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.

Дом Павлова

Бомбы рвались и снаряды,
Земля превратилась в ад.
Слышались гул канонады,
Взрывы мин и гранат.

Многих здесь смерть скосила
Юных русских ребят,
Но с неослабною силой
В доме строчил автомат.

Падал солдат.
Поднимался
На смену ему другой.
Дом Павлова не сдавался
И выиграл трудный бой!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. На прогулке вы потеряли волан от бадминтона. Как вы поступите?

  1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли его найти.
  2. Скажете, что отдали волан другу, потому что боитесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смеркается.
  3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра.

П. На детской площадке мальчик отнял у малыша совочек. Малыш плачет. Как вы поступите?

  1. Позовете взрослого.
  2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.
  3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.

Послушайте рассказ.

Волшебный фонарик

Саша — мальчик боязливый. Когда был совсем маленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по переулку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке перед домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мама пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.

Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то стыдно, но Саша и сейчас многого боится. Если мама попросит мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем не хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока не дотягивается и сам включить свет не может.

Днем в комнате светло, весело! Все знакомое и родное: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером... Совсем другое дело: кресло превращается в великана, присевшего на корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают неясные тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.

— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает мама.

— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу! — жалобно захнычет мальчик.

Придется маме самой за книгой идти...

Конечно, все домашние догадывались, что Саша — трусишка.

Но как сделать мальчика смелым?

Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нравились, да вот беда, сам-то он смелее не становился.

Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, любимцем бабушки Поли, а настоящим хищником полосатым тигром.

Саша думал, что Федот смотрит на него злыми-презлыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался

обойти опасного кота стороной.

Боялся он и безобидных лягушек, и земляных червяков. Да мало ли чего еще боялся Саша!

Однажды на день рождения дедушка подарил внуку электрический фонарик. Фонарик очень понравился Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочками. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий золотисто-желтый свет, нажмешь на другую — свет гаснет.

— Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике мечтаю, — поблагодарил мальчик дедушку.

Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:

— Фонарик этот не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков, ни лягушек, — словом, ничего! Волшебный фонарик человеку храбрость и силу дает!

Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.

Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовидным предлогом отказаться от этого поручения, но потом вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».

Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелестел листьями и качал ветки.

Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца лег-э яркое золотое пятно. На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовника и смородины больше не казались мохнатыми чудовищами, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей. — Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.

Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедушка! Фонарик в самом деле волшебный!»

Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фонарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, неспеша пошел к дому.

«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.

В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!

— Все в порядке. Калитка закрыта! — увереннодоложил Саша дедушке.

— Молодец! — похвалил тот внука.

С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качаться на качелях. Фонарик вырывал их темноты то грядку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!

Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сестра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвостиком, свернутым в колечко, и черным пятном на правом ухе.

Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусочками. Потом убежали играть с ребятами. Муху оставили в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, словно звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежала обследовать незнакомую местность.

Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им веселым тявканьем.

Между тем стало смеркаться. Оля горько заплакала:

— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти д

рогу домой в темноте?

— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша.

У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.

Саша взял фонарик, смело выбежал за калитку и пошел вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он звал собаку.

Когда мальчик, наконец, свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху.

— Мушка! — громко воскликнул Саша. Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!

Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала:

— Какой ты, Саша, смелый!

  • Почему Сашу называли боязливым?
  • Чего боялся Саша?
  • Боитесь ли вы темноты?
  • Как вы пытаетесь побороть свои страхи?
  • Что подарил Саше дедушка?
  • Как фонарик помог Саше стать смелее?
  • Кого выручил из беды Саша?

» Как вы думаете, был ли фонарик, в самом деле, волшебным?

Послушайте стихотворение.

Мой фонарик

Я хочу, чтобы стемнело,
Чтобы сад вздохнул листвой,
Я возьму фонарик свой —
Побегу по саду смело.

По цветам скользну лучом,
Очерчу широкий круг.
Темнота мне нипочем —
Ведь со мной фонарик-друг!..

Куст мохнатый он обшарит —
Кто там прячется живой?
И шепнет, смеясь, фонарик:
«Это старый сук кривой!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год