Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Воспитание
Автор: Куликова Елена Анатольевна   
12.03.2015 09:18

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизвестного.

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Скачать конспект

Показателями развития инициативы и самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы в разных видах деятельности в режиме дня.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям Развитие собственной активности, которая характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, связано с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Комплексная системная модель включает в себя следующие направления:

  • развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, в которой создаются дополнительные условия для упражнений ребенка в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в приобретении практических действий, где ребенок активно ощупывает окружающие предметы, строит, составляет, изображает

–с помощью создания самостоятельно предметно – развивающей среды для разных видов деятельности ребенок приобретает опыт творческой, поисковой деятельности, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Инициативность и самостоятельность воспитанникам прививается в течение всего режима дня во всех видах деятельности:

1. Во время выполнения оздоровительных процедур, мероприятий.

Детям предоставляется возможность самостоятельно показать гимнастическое упражнение, предложить спортивную игру; придумать и добавить какие-то движения, усложнить условия игры, включить игровые методы, добавить атрибуты, что развивает инициативность, интерес, фантазию и мышление.

2. В процессе трудовой деятельности.

Большую возможность в развитии самостоятельности и инициативности предоставляет трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя без его помощи. Воспитатель создает дополнительные условия:

  • стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
  • поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
  • предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера (изменить дизайн группы, расположение центров, пособий, оборудования).

Одним из эффективных и результативных форм коллективного совместного труда старших дошкольников является дизайн группы. В процессе обсуждений с детьми воспитателем рассматриваются разные варианты, проекты, планы, схемы, предложенные детьми. В процессе этой деятельности дети приобретают навыки: реализовывать свои идеи, замыслы, улаживать конфликтные ситуации, спорные моменты, находить компромисс, что способствует развитию самостоятельности и инициативности.

3. В процессе совместной деятельности детей с воспитателем.

Во время совместной деятельности детям максимально предоставляется свобода выбора различных средств или предметов в различных видах деятельности. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаются декорации, атрибуты, оформляются костюмы для спектакля, накладывается детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

4. В процессе развития коммуникативных качеств.

В речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, жалобы, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений.

Предложенная система используемых нами игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

  • Развиваем умение сотрудничать;
  • Развиваем умение активно слушать;
  • Развиваем умение самостоятельно высказываться;
  • Развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию;
  • Развиваем умение вносить новые предложения, идеи.

И ребенок приобретает первый опыт инициативности и самостоятельности, навык генератора идей, разработчика индивидуального проекта, участника главной роли в театрализованных представлениях, на праздниках, фестивалях.

Развитию инициативы и самостоятельности способствует игротека «Развивай-ка», которая содержит разнообразные речевые игры и упражнения.

5. В процессе проектной деятельности.

Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В течение учебного года итоговыми обобщенными формами работы по поддержке инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности являются: день творчества, досуг «Давай пофантазируем», презентация коллекций «Путешествие во времени», защита проекта «Дизайн группы», минута славы «Мастер своего дела», театральный фестиваль «В гостях у сказки», конкурс знатоков «Эрудиты», конкурс чтецов «Вдохновение», КВН «Я самый — самый», мастер-класс «Я вас научу!», вернисаж «Я — художник»; праздники: «День науки», «День здоровья», «День семьи»; импровизированные концерты: «Я вас удивлю», «Ищем таланты!» и др. И как ярким проявлением детской самостоятельности и инициативности являются день самоуправления, день «Я — воспитатель».

Безусловно, инициативность и творчество наших детей зависит от активности и творчества наших родителей. Наиболее интересными и оригинальными формами работы с родителями являются совместные проекты, презентации, творческие гостиные, конкурсы, досуги, совместные театральные постановки, вернисажи, мастер — классы и др.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год