Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

C чего начинается литературное воспитание ребенка
Воспитание
Автор: Светлана Сачкова   
26.08.2014 00:54

C чего начинается литературное воспитание ребенкаC чего начинается литературное воспитание ребенка.
Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №235, г.Ярославль
Родители детей дошкольного возраста часто задумываются над тем, как лучше подготовить детей к школе? Что для этого необходимо делать? Какие знания и навыки нужны ребенку, чтобы он в дальнейшем мог полноценно усваивать школьный материал?
Заботливые родители заставляют ребёнка-дошкольника учиться читать, заниматься гимнастикой, плаванием, учат музыке. Но эти занятия могут не соответствовать интересам самого ребёнка, вызывать у него скуку, подавлять его.
«Настоящее расширение кругозора ребёнка заключается в том, чтобы реагировать на проявление любопытства у ребёнка и его интересы. Тогда у ребёнка не возникнет стресса, связанного с необходимостью выполнения каких-либо действий» (Денис Кун «Все тайны человека»).
Работая с детьми, подготовительной к школе группы, мы активно со-трудничаем со школой:

Скачать конспект

- ходим с детьми на экскурсии в школу,
- посещаем школьные выставки, праздники («первый звонок»),
- посещаем уроки первоклассников, с целью – расширить представление детей о школе, вызвать у них интерес к учебной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой.
- приглашали на консультацию для родителей будущих первоклассников учителя начальных классов.
Одним из вопросов, адресованных учителю был вопрос: «С какими трудностями сталкиваются учителя в работе с первоклассниками?» (Дисциплина? Отсутствие каких-либо знаний?)
Оказывается, главной проблемой является низкий уровень «начитанности» детей.
Дети недостаточно хорошо знакомы с творчеством отечественных и зарубежных писателей.
Знают мало русских народных сказок.
Не помнят главных персонажей, сюжет.
А ведь материал многих занятий рассчитан на знания произведений художественной литературы.
И, действительно, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее.
Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Но, к сожалению, и у родителей все меньше и меньше времени на общение с собственным ребен-ком, поскольку большинство из родителей вынуждено зарабатывать с утра до вечера. И традиция чтения ребенку перед сном канула в прошлое.
Замыкаясь на телевизорах и компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Мудрые люди утверждают, что доброта, справедливость и любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг. Книги исподволь совершенствуют ум, развивают воображение, делают восприимчивее и отзывчивее детскую душу. Чем раньше взрослые начнут приобщать ребенка к книге, тем успешнее будет осуществляться развитие малыша.
Мудрой является та мама, которая начинает читать книгу своему шес-тимесячному малышу.
Для чтения в таком раннем возрасте можно использовать пестушки и потешки. И пусть малыш еще не понимает смысла произносимых слов, он с удовольствием прислушивается к мелодичным, напевным стишкам. Пес-тушки помогают взрослому общаться с малышом. И это общение позволит ребенку раньше заговорить. А рассматривание при чтении красочных картинок позволит малышу, в дальнейшем, соотносить слова и образы.
К трем годам ребенок уже с интересом слушает стихи, сказки для самых маленьких, рассказики. А при повторном их чтении проговаривает слова и небольшие фразы. С удовольствием рассматривает иллюстрации в книге. Перечисляет героев стихов и сказок. В этом возрасте ребенок уже способен запомнить и читать небольшие стихи (например, четверостишие А. Барто).
Но для педагогов особый интерес представляет середина дошкольного детства. Так как этот период классифицируется педагогикой, как самый оптимальный для воспитания и обучения ребенка.
Отношение к книге и чтению у детей пятого года жизни иное, чем у младших дошкольников. Дети в этом возрасте – активные слушатели. Они удивляются, радуются и огорчаются, слушая литературные произведения.
А главное заключается в том, что у детей в этом возрасте, появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях и событиях, не имевшим места в их собственном опыте. А так же способность мысленно выходить за пределы знакомого, реального окружения.
Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах деятельности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, о дальних странах, о героях русских народных сказок, в которых добро побеждает зло.
Родителям и педагогам важно не упустить этот возраст ребенка. Ис-пользуя детскую любознательность, развивать интерес к чтению.
Чтение сказок (и других литературных произведений) может стать доброй семейной традицией, поможет создать теплую семейную атмосферу в доме.
Читать детям желательно каждый день по 15-20 минут, так как далее внимание рассеивается и дети теряют интерес к тому, что им читают.
О. С. Ушакова (д.п.н., профессор) утверждает, что восприятие литературного произведения будет эффективным только тогда, когда ребенок к нему подготовлен.
«Прежде всего, необходимо научить ребенка слушать сказки, рассказы, стихи, то есть сформировать у него элементарное представление о жанрах, воспитать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. А для этого надо обращать внимание малыша не только на содержание, но и на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребенка к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок, персонажей».
После чтения литературного произведения неплохо побеседовать с малышом, чтобы уточнить, как он понял содержание произведения, его идею, образные слова и выражения. Ребенок, повторяя слова из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.
Ткаченко Т.А.: «Нормально развивающийся ребенок к 4-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, словарный запас составляет 4-5 тысяч слов».
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы:
1)    словарного запаса;
2)    грамматического строя речи;
3)    звукопроизношения.
В целом для детей с ОНР типичны: ограниченный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, нарушение слоговой структуры слова.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств до развернутой речи с проявлением лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различают 3 уровня речевого развития (Левина Р.Е. и др.).
Я работаю воспитателем логопедической группы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.
В своей работе большое внимание уделяю ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Так как ее роль в развитии речи дошкольника очень велика. В ходе работы я заметила, что простое прочтение литературных произведений, с последующим анализом текста, не дает ожидаемого результата.
Детям с ОНР особенно трудно дается пересказ литературных произведений (сказок), так как связная речь недостаточно развита. Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям дается самостоятельное рассказывание по памяти (и все виды творческого рассказывания).
Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Для детей с ОНР, наряду с известными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речью, а именно нарушены:
- внимание,
- память,
- словесно-логическое мышление,
- мелкая и артикуляционная моторика.
Нарушение внимания и памяти затрагивает в большей степени произвольную деятельность. Поэтому внимание детей с ОНР с трудом удерживается на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. В связи с нарушением памяти, дети через некоторое время забывают прочитанное, не помнят  названия сказок, героев.
Поэтому необходимо совместно с логопедической работой проводить с детьми занятия по развитию внимания, памяти, воображения.
Чтобы дети в полной мере усваивали предложенный им материал, необходимо специально развивать память. Развитие памяти на основе художественного материала считаю эффективным.
Анализируя материал по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой», я обратилась к разработкам многих авторов, с целью использования предлагаемого ими опыта и практических рекомендаций в своей работе с детьми с ОНР.
В книге «Знакомим дошкольников с литературой» под редакцией Ушаковой О.С., Гавриш Н.В. раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) по всем возрастным группам, представлены комплексные занятия (материал подобран по сезонам). В своей работе я использую материал из книги «Пришли мне чтения доброго…» под редакцией Гриценко З.А. Книга содержит систему занятий по детской литературе, художественные произведения и методические рекомендации по содержанию работы с детьми. Незаменимой в работе является «Хрестоматия для дошкольников (от 2 до 3, с 4 до 5, с 5 до 7)». Хрестоматия составлена в соответствии с государственными стандартами, требованиями базисных положений и концепции программы дошкольного образования.
Я уже говорила, что у детей с ОНР нарушены внимание и память. Чтобы дети в полной мере усваивали предложенный им литературный материал, необходимо специально развивать память.
Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем и т.д.
Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Виды памяти:
- образная,
- слуховая,
- эмоциональная,
- двигательная (моторная),
- тактильная (в основе - ощущения).
По способу запоминания: произвольная и непроизвольная.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, то есть запоминание происходит без участия воли ребенка.
Лучше запоминаются яркие, красочные предметы, необычные события, явления, близкие жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие.
Непроизвольно запоминается то, что интересно ребенку, что многократно повторяется (дорога в детские сад, сюжет сказки, который он внимательно слушал дома и в детском саду).
С возрастом память становится произвольной. Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте. С помощью взрослых ребенок обучается управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Память у всех детей разная. Это обнаруживается в скорости запоминания, прочности сохранения и в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия обусловлены и врожденными особенностями и воспитанием.
Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания.
И сейчас я хочу обратиться к оригинальной методике, предложенной Т. В. Большовой в книге «Учимся по сказке». Автор книги предлагает использовать приемы мнемотехники в развитии мышления дошкольников.
Мнемотехника (мнемоника) – в переводе с греческого «искусство за-поминания», это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти, мышления, внимания, воображения.
В школе успех обучения напрямую зависит от того, насколько развита память ребенка. Умение использовать приемы запоминания (мнемотехника) подготовит ребенка к школе и к последующим умственным нагрузкам.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте являются образные средства:
- сенсорные эталоны,
- различные слова и знаки (разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.д.).
Как установлено исследованиями психологов Л. Венгер, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др., главное направление развития образного мышления, памяти, воображения состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. И если мы хотим развить у ребенка способность к замещению, умение находить взаимосвязи, развить богатое воображение, то его надо научить «читать» графическую аналогию.
Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, то есть пользоваться «заместителями».
Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Литературные произведения, а именно сказки – объект достаточно знакомый, близкий и, как правило, интересный детям.
Сказка – неизменный спутник детства играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку  с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.
Ребенку легче установить ассоциативными персонажами. Чем и следует воспользоваться для развития детской памяти.
О.С. Ушакова, Л.Б. Фесюкова и другие авторы рекомендуют использовать в работе со сказкой – моделирование.
Чтобы малышам 2-4 лет было легче усвоить образное содержание сказки, желательно проводить моделирование ее эпизодов. Это делается с помощью геометрических фигур разного размера и цвета, к которым малыш может пририсовать ушки, хвост и т.д. подрисовав к кружку ушки и хвостик, ребенок видит не просто кружок, а мышку.
Сначала стоит моделировать знакомые и простые сказки «Репка», «Колобок» и т.д.
Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним. Ребенку значительно легче вспомнить и повторить сказку по выстроенной модели.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование мнемотаблицы решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- перессказывание информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки.
Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что в ней изображено .
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы .
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к небольшой помощи взрослого на более позднем этапе работы, пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы детьми.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице?», «Про кого эта сказка?»
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные и менее схематичные, понятные ребенку, так как у детей в памяти быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая и т.д.

Белый мишка на рыбалку не спеша идет вразвалку. Чует мишка-рыболов, что богатый ждет улов.

Опорным в таблице является изображение главных героев, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В таблице можно изобразить все то, что является главным в сказке (рассказе, стихотворении). Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Чем глубже осмысление художественного материала, тем лучше он сохраняется в памяти. Поэтому для запоминания сюжета сказки (рассказа и т.д.) рекомендуется использовать мнемотаблицы, облегчающие понимание материала, а значит и запоминание.
Мнемодорожка – подходит для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Мнемодорожка несет в себе также обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
С помощью мнемодорожек и мнемотаблиц можно знакомить детей с характерными особенностями времен года. Через составление сюжетной сказки по картинкам-схемам. Под соснами,
Коллаж – это лист картона (ватмана), на который наклеиваются, накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Кажущийся беспорядок картинок на коллаже и составляет его суть.
Коллаж – это учебное пособие. Главная задача которого, соединить, то есть связать все картинки, буквы, рисунки между собой.
Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.


Составление рассказа о времени года с опорой на коллаж:

1.    Осенние месяцы.
2.    Приметы ранней и поздней осени.
3.    Животный мир (подготовка к зиме).

Цели коллажа: 
- закрепление различных методов запоминания,
- развитие фотографической памяти ребенка,
- расширение словарного запаса, образного восприятия,
- развитие устной речи, умения связно говорить и рассказывать.
Виды коллажей – развивающий и обучающий.
Этапы работы:
1.    Детям предлагаем рассмотреть коллаж и разобрать, какие кар-тинки на нем они видят.
2.    Составляем сюжет с использование всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший возраст -  самостоятельно).
3.    Если в коллаже есть условные обозначения, цифры, задаем де-тям наводящие вопросы («Почему они здесь изображены, что обозначают?»).
4.    Отрабатываются приемы запоминания.
Использование приемов мнемотехники позволяет детям точнее осмыслить и лучше запомнить сюжет сказки ( или другого литературного произведения).
Составление алгоритма сюжета сказки.
Задачи:
- учим ребенка составлять смысловую схему сказки, рассказа,
- учим выстраивать цепочку событий – что сначала? Что потом? Чем закончилась сказка?
Для чего же необходимо составление таких схем сюжета? Дело в том, что неподготовленный ребенок 6-8 лет, заучивая в школе тексты для пересказа, пытается механически запомнить текст (не вдумываясь в содержание). В результате чего, в памяти остаются лишь отдельные детали и фразы. Происходит это не от того, что у ребенка плохая память. Просто надо показать детям технику запоминания. Этой техникой и является составление алгоритма, зарисовка мнемотаблиц. После составления схемы ребенку пересказать текст намного легче.
Важно, что в процессе регулярных занятий ребенок научится выделять основную идею, смысл эпизода, поступки героев, то есть будет анализировать текст. Опыт постепенно перерастет у ребенка в навык. И когда перед ним (ребенком) будет стоять задача восстановить по памяти рассказ, пересказать текст, стихотворение, он уже будет знать, как сделать это правильно и быстро.
Перечисленные мною приемы мнемотехники (запоминания) достаточно просты и доступны для практической работы с детьми как с общим недоразвитием речи, так и с другими недостатками развития (задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и т.д.). Также применение этих приемов будет эффективным и в работе с детьми, посещающих дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида.


Список литературы


1.    Белоусова Л.Е. «Веселые встречи»;
2.    Белобрыкина О.А. «Речь и общение»;
3.    Большева Т.В. «Учимся по сказке»;
4.    Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР»;
5.    Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся рассказывать»;
6.    Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…» (пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет);
7.    Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга»;
8.    Сапогова Е. «100 игр для больших и маленьких»;
9.    Ушакова О.С., Гавриш К.В. «Знакомим дошкольников с литературой»;
10.    Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год