Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание организационно - методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса
Воспитание
Автор: Юлия Канищева   
06.07.2014 20:15

«Создание организационно - методических условий и проведение воспитательно – образовательного процессаМир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мама начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. Но в дошкольном возрасте происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического строя языка.
Коммуникация дошкольников - это общение детей друг с другом, с воспитателем, сообщением им информации. Причём, это общение всегда происходит в процессе какой-либо познавательно-игровой деятельности. А речь - это средство общения.
Воспитатель учит культуре общения, звуковой культуре речи, основам связной речи, формирует словарь дошкольников, знакомит с грамматическим строем языка, его лексикой, диалогической и монологической речью, в старших группах особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, в подготовительной к школе группе осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты.


Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи коммуникативного общения дошкольников - это умение элементарно осознавать факты слышимой речи, словесно формулировать мысль. Также ребёнка нужно научить отвечать на вопросы взрослого, самому их задавать, устанавливать с окружающими эмоционально положительные контакты, высказывать своё мнение, вести спор, беседу. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребёнок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и общаться с окружающими; реализовывать свои планы. Поэтому общение с ребёнком должно быть организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Для обучения детей общению необходимо: уточнить ситуацию общения, создать потребность и мотивацию у каждого ребёнка вступить в это общение, а также включить детей во взаимодействие друг с другом, т.е. создавать благоприятные условия игровой, практической и познавательной деятельности.
Образовательная область «Коммуникация»: задачи, принципы, средства, методы обучения и воспитания, формы работы.
Достижение целей поставленных в образовательной области «Коммуникация» можно осуществить через решение следующих задач:
-развитие активной речи детей в различных видах деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие интеллекта и личных качеств.
Принципы образовательной области «Коммуникация»:
1. развитие речи как целостного процесса; коммуникативно-деятельный подход;
2. учёт возрастных особенностей детей (доступность, индивидуальность);
3. мотивация речевой деятельности; развитие языкового чутья;
4. общая активность ребёнка в процессе речевого общения;
5. принцип стимулирования воспитанников;
6. взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей;
7. принцип опоры на интересы ребёнка;
8. принцип наглядности, системности и прогрессивности.
Средства образовательной области «Коммуникация»:
1. общение взрослых и детей в деятельности;
2. культура языка семьи и детского сада;
3. обучение речи и языку в непосредственно организованной образовательной деятельности, художественная литература, искусство.
Можно выделить следующие методы обучения, которые можно использовать
в образовательной области «Коммуникация»:
- Словесные методы. Средством данного метода является слово педагога или печатное слово (книга): речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос, беседа, дидактический материал.
-Наглядные методы. Средством метода являются - наглядные пособия - показ иллюстративного материала (плакаты, опорные конспекты, таблицы, карты, схемы, зарисовки), методы демонстрации (использование приборов, просмотр фильмов), положение органов артикуляции.
- Практические методы. Средством методов выступают упражнения: устные, письменные, графические, творческие.
- Игровые методы: словесные, наглядные и практические.
В образовательной деятельности используются различные формы воспитательной работы: беседы, лекции, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами и т.д. В самостоятельной деятельности детей можно использовать следующие формы работы: рассматривание альбомов, картинок, настольные игры, игры-имитации. Формы работы при взаимодействии с родителями - это консультации, коммуникативные тренинги, участие в работе семейных и родительских клубов. Образовательная область «Коммуникация» предполагает использование вспомогательных форм организации педагогического процесса - это посещение кружков, студий, выполнение домашних самостоятельных работ детьми и т.д.
Очень важно для коммуникативного развития ребёнка необходимо создать в группе развивающую речевую среду. Необходимо включить в окружение детей картинки, иллюстрации, открытки (животные, транспорт, растения, достопримечательности родных мест), любимые книги, разные приборы для исследовательской деятельности. Т.е. всё то, что может развивать у ребёнка любознательность. Общаясь со своими воспитанниками, создавать непринуждённую обстановку, располагающую к общению. Надо выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, которые более точно отражают особенность предмета, помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Весь образовательный процесс строится по следующим направлениям.
Это звуковая культура речи. Она включает в себя:
1 .Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.
2.Развитие артикуляционного аппарата.
3.Развитие фонематического слуха.
4.Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.
Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу.
Можно сделать вывод, что педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дошкольникам было комфортно, уютно, созданы благоприятные условия для взаимодействия педагога и воспитанников. Одна из задач дошкольного образования и воспитания - это развитие интеллекта. А показателем уровня интеллекта является развитие речи- это умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы!
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника.
Задача педагогов дошкольного образования делать всё возможное и невозможное, чтобы повышать уровень коммуникативных способностей дошкольников, используя для этого различные методы и средства обучения и воспитания как в непосредственно организованной образовательной области, так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность).

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год