Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы «Вокруг Кольского полуострова за пять дней» |
Викторины | |||||||||||||||||
Автор: Смирнова Наталья Николаевна | |||||||||||||||||
24.05.2022 17:47 | |||||||||||||||||
Сценарий квест-игры для детей подготовительной к школе группы «Вокруг Кольского полуострова за пять дней» Разработала Смирнова Н.Н., старший воспитатель, МБДОУ №13, г. Кандалакша Цель: расширение представлений детей об истории, культуре, природе родного края. Задачи:
Оборудование:
Дети входят в зал и останавливаются полукругом, напротив экрана.
Слайд 2. Ведущий: Мы живем в стране России, Почему? Да потому что Чтоб по праву ей гордиться Дети, как вы думаете, так с чего же начать узнавать об интересных фактах, событиях, которые происходили давно или происходят сейчас в нашем родном заполярном крае? (прочитать в книге, сходить в музей, посмотреть видеофильмы, послушать рассказ взрослых). Да, источников информации в нашем современном мире много, но я предлагаю вам отправиться в путешествие за знаниями. Вы любите путешествовать? Слайд 3. Ведущий: Посмотрите. Это наш Кольский полуостров. Раньше эти места назывались по-другому. Лапландия... Биармия... Таинственная Тре. Просторы заполярные В морозном серебре, Нетронутые вечные Г лубокие снега, И зимы бесконечные, И хмурая тайга, Ночная мгла над сопками, В туманах скалы спят, А над звериной тропкою Лишь сполохи горят... Мы здесь живем. Гордимся краем. И даже если иногда Мы Заполярье покидаем — вновь возвращаемся сюда Во сне, в мечтах, в воспоминаньях. Наш Север — с нами. Он нас ждёт- Горят полярные сиянья, Ковёр морошковый цветёт. И этот край необозримый, Один-единственный, родной, Суровый, сказочный, любимый — Зовётся Кольскою землёй. Слайд 4. Ведущий: Дети, вы узнаете наш родной Кольский полуостров? Он почти со всех сторон омывается морями и поэтому, предлагаю отправиться в путешествие на корабле. В пути мы сделаем остановки в незнакомых нам местах и познакомимся с достопримечательностями. Вот какое трудное и длинное слово. Что же оно означает? Это памятные исторические места. Слайд 5. Ведущий: Какой прекрасный белоснежный корабль ждет нас. Проходите и располагайтесь на палубе. (дети проходят по ребристой доске, как по трапу, за обозначенное стойками место — палубу под музыку В. Шаинского «Катерок», встают полукругом лицом к экрану) Все пассажиры на палубе? Двигательная пауза
После двигательной паузы дети остаются стоять лицом к экрану Слайд 6. Капитан (аудио) Здравствуйте, с вами говорит капитан, рад вас приветствовать на борту корабля «Заполярье». Хотите отправиться в игровое путешествие «Вокруг Кольского полуострова за пять дней»? (ответы детей) Путь наш будет длинный, путешествие продлится целых пять дней. В пути нам придется выполнить непростые задания, чтобы узнать какой сюрприз нас ожидает в конце путешествия. После прохождения каждого испытания вы будете получать пазл, из собранных частей нужно будет собрать карту-схему. Надеюсь, путешествие будет для вас не только интересным, но и полезным. Вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка. Слайд 7. Ведущий: Дети, помашите родным кандалакшским берегам, мы отправляемся в морское путешествие, увидим старинные поморские поселения, узнаем, как живут там люди, чем занимаются. Слайд 8. Капитан: (аудио) Приглашаю вас пройти в кают -компанию. Я расскажу вам много интересного. (дети под шум волн проходят и садятся на стулья) Слайд 9. Капитан: (аудио) Внимание, впереди по курсу нашего корабля показалось одно из самых старинных, самых известных и самых больших поморских сел на побережье. Это Умба, еще это поселение называют воротами на Терский берег. Ведущий. Старинная Умба — самое настоящее поморское село, с домами- хозяйствами столетней давности, на крышах которых кое-где даже осталась щепа, с дощатыми мостовыми и бесчисленными разноцветными лодками. Слайд 10. Ведущий. Более 20 лет в Умбе проводится Поморская гребная регата — это соревнования на поморских лодках кАрбасах. Съезжается много гостей, поморы показывают свое мастерство- управляют лодкой на скорость. Слайд 11. Ведущий. Дети, что вы видите на берегу? Лежит отживший свой век кАрбас — большая деревянная промысловая лодка, которую по поморским обычаям нельзя уничтожать. Поморы очень бережно относились к лодкам, ведь кАрбас верно прослужил рыбакам долгие годы и теперь имеет полное право на покой. Слайд 12. Капитан: (аудио) Корабль наш идет все дальше и дальше. А вот и первая остановка! Деревня Оленица. Можно сойти с корабля Слайд 13. Под музыку В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «сходят с корабля» Слайд 14. Ведущий: Говорят, название села Оленица пошло от того, что жители разводили оленей. Дети, предлагаю выполнить упражнение на ускорение «У оленя дом большой» (видео). После упражнения дети остаются на своих местах лицом к экрану. Слайд 15. Ведущий: С моря в это село можно попасть только во время прилива, когда море наступает на берег и все покрывается водой. Сейчас отлив, море отступило. Посмотрите, жители и гости села что- то собирают на открывшемся морском дне. Слайд 16. Ведущий: Главной достопримечательностью Оленицы являются беломорские рогульки -редкие камни, редкие камни, которые правильно называются глендониты. Внешне беломорские рогульки похожи на каменных ежиков, свернувшихся в клубочки неправильной формы. Они малопривлекательны снаружи, главная красота заключена внутри. Если глендонит (рогульку) распились, обнаружится прекрасный минерал в форме цветка янтарного цвета. Кстати, если повезет найти рогульку, ее можно забрать в качестве сувенира. Выполните задание, соберите картинки, и вы увидите, как красивы камни. Практическое задание Кто быстрее соберет рогульку (предлагается несколько комплектов разрезных картинок детей делят на подгруппы, они собирают картинки на скорость) Ведущий: Молодцы, справились с заданием, возьмите пазл. (Пазлы разместить в произвольном порядке на магнитной доске или мольберте) Слайд 17. Ведущий: Сразу за околицей села Оленица начинается лес. В лесных угодьях можно собирать грибы, ягоды. Практическое задание «Посмотри, найди и назови лишнее» (грибы: съедобные, ядовитые; северные ягоды; деревья распечатать). Дети делятся на 3 команды. Каждой команде предлагается комплект картинок, дети раскладывают их на столе или на полу, определяют лишнее, делегируют представителя. Он называет и объясняет, почему это изображение лишнее. Слайд 18. Ведущий: Молодцы, возьмите еще пазл. Понравилось вам село Оленица? (Да) Поднимемся на корабль и продолжим наше плаванье Под музыку В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «поднимаются на корабль» в кают-компанию. Слайд 19. Капитан: (аудио) Внимание, внимание! Наш корабль отходит, мы направляемся к мысу Корабль, по — другому его называют Аметистовым берегом. Это тоже достопримечательность — геологический памятник природы. Ведущий: Аметист — это нежно-фиолетовый полудрагоценный камень. Посмотрите на это удивительно красивое место. Смотрите, большая скала под названием «Парус», еще её называют «Чаячья скала». Чайки облепили её со всех сторон и сидят парочками, нос к носу, клюв к клюву. Это чайки со своими детьми. Пока один родитель на рыбалке, второй сторожит детёныша. А потом меняются. Смотрится всё это очень романтично, а крику-то сколько, шума! Слайд 20. Видео «Чаячья скала». Слайд 21. Капитан: (аудио) Что ж, корабль идет быстрым ходом, рассекая морскую гладь. Впереди нас ждет остановка у реки Варзуга, которая несет свои воды в Белое море. Слайд 22. Ведущий: На берегах этой реки стоит большое старинное село. Давайте с ним познакомимся, предлагаю сойти с корабля. Под музыку В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «сходят с корабля» Дети встают полукругом у экрана Слайд 23. Ведущий: Вот мы и в селе Варзуга. Главной достопримечательностью Варзуги является старинная Успенская церковь. Рядом с ней колокольня. Все это построено без единого гвоздя. Слайд 24. Ведущий: Предлагаю вам построить колокольню. (Дети на 3-х столах из мелкого деревянного строителя по схеме на экране собирают колокольню и по завершению на верхнем ярусе размещают колокольчик) Молодцы, справились с заданием, возьмите пазл. Слайд 25. Ведущий: Село делиться, рекой Варзугой, на 2 части. Люди переплывают на лодке. Слайд 26. Ведущий: Только в Варзуге есть плавающие коровы. Днем они пасутся на берегу. А вечером возвращаются домой вплавь. Вот какое удивительное село Варзуга. Пора нам возвращаться на корабль. Слайд 27. Под музыку В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «поднимаются на корабль» (дети садятся на стулья) Слайд 28. Капитан: (аудио) С возвращением, надеюсь, прогулка была полезной? Устраивайтесь по удобней. Наш корабль отправляется в путь. Слайд 29. Ведущий: Посмотрите, Кузомень — еще одно поморское село. Вы видите, что оно окружено песком. Жители строили дома и вырубали окрестные леса, из-за этого живой берег превратился в пустыню. Пустыня в Кузомени является самой северной в мире. Слайд 30. Ведущий: Главной достопримечательностью являются дикие лошади. Лошадей в Кузомень завезли в местный колхоз, который потом перестал существовать. Ухаживать за лошадьми было некому, они разбрелись по окрестностям и одичали. Однако часто приходят в село, чтобы получать еду у жителей и туристов. Слайд 31. Капитан: (аудио) Терский берег пройден до середины. (по щелчку на слайде появляется флажок) Вот и закончился второй день нашего путешествия. Дальше наш путь лежит к городу Мурманску. Путь неблизкий. А чтоб вы не заскучали, предлагаю поиграть вместе с моим юнгой. Слайд 32. (Видео) Песня «Качка». Упражнения по показу юнги. Слайд 33. Юнга (аудио): Много у меня работы на корабле: выполнять указания капитана, следить за порядком на палубе. Когда я отдыхаю, люблю смотреть на море и наблюдать за морскими животными. А вы, каких морских животных знаете? Отгадайте мои загадки: 1. В холодной плавает воде отличный рыболов, На льдине отдыхает, свершив большой улов, И отдыхать ему не лень, Рыбачил допоздна... Ответ: Тюлень 2. Мы животные морские, Для китов опасней гроз, Плавники у нас такие, Что острее острых кос. Все съедает без остатка Агрессивная... Ответ: Касатка 3. Лобаста, массивна, бела и при том, Её называют "поющим китом" При помощи мимики, звуков и слуха, Кита называем мы. Это... Ответ: Белуха Ведущий: А теперь, предлагаю вам найти «лишнее» животное и объяснить свой выбор. Практическое задание «Назови лишнего». (Детям предлагаются карточки с изображением животных (белуха, касатка, тюлень, пингвин -распечатать). Ведущий: Молодцы, справились с заданием, возьмите пазл. Слайд 34. Капитан: (аудио) Вот и закончился третий день нашего путешествия. Наш корабль входит в Кольский залив. Слайд 35. (голос за кадром) Уж более ста лет назад На Мурмане без лишних споров Решили строить порт и город, К нему — железную дорогу. Г де строить? Думали недолго И на восточном берегу Залива Кольского в пургу, Морозы, слякоть, дождь, туманы Рождался новый порт Романов. Но вскоре имя поменяли И город Мурманском назвали. Он поднимался тяжко, сложно... Представить было невозможно, Что станет этот город скромный Столицей области огромной. Слайд 36. Ведущий: приглашаю вас прогуляться по столице Заполярного края Под музыку В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «сходят с корабля» Дети встают полукругом у экрана Слайд 37. Ведущий: В Мурманске много достопримечательностей, памятников. Самый главный из них—памятник «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». В народе его называют — Алёша. Этот памятник стоит на самой высокой сопке в Мурманске и его видно издалека. Современный Мурманск — это единственный в мире крупный город за полярным кругом. Слайд 38. Ведущий: Мы видим наш огромный порт И сотни мачт в небесной шири, Могучий ледокольный флотДругого нет такого в мире. Слайд 39 Ведущий: Из разных городов и стран, Ведь расстоянья — не помеха, Сегодня каждый может к нам На праздник Севера приехать. Ведущий: На Празднике Севера можно увидеть коренных жителей Кольского полуострова — саамов. Они ещё называют себя «олений народ». Как вы думаете, почему они себя так называют? (ездят на оленях, шьют одежду из оленьей шкуры) Саамы соревнуются на оленьих упряжках. А любимым развлечением саамских детей является перетягивание каната. Предлагаю разделиться на 2 команды и попробовать. Подвижная игра «Перетягивание каната». Ведущий: Молодцы, справились с заданием, победила дружба, вы все очень сильные и дружные, возьмите пазл (5). Хорошо мы с вами прогулялись по Мурманску. Вот и закончился четвертый день нашего путешествия. Садимся на корабль и плывем к древнему городу Кола. Слайд 40. Под В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «поднимаются на корабль» (дети садятся на стулья) Слайд41. Ведущий: Жители Колы защищали наш край от нападения чужеземцев. На берегу был выстроен острог — Из дерева большая крепость; Здесь стены, прочные на редкость, И башни, и глубокий ров Защитой стали от врагов; Веками северный острог Г раницы русские стерёг От шведов, финнов и датчан... А подвиги стрельцов-колян, Искусных наших пушкарей Остались в памяти людей. Слайд 42. Ведущий: Сейчас это современный город рядом с Мурманском. Посмотрите, как он похож на нашу родную Кандалакшу. Слайд 43. Капитан: (аудио) Морское путешествие закончилось, мы с вами за пять дней прошли вдоль берега Кольского полуострова от Кандалакши до Колы. Всего вам доброго! Слайд 44. Под музыку В. Шаинского «Катерок» дети по ребристой доске «сходят с корабля», встают полукругом лицом к экрану. Машут рукой кораблю. (взрослые в сторону убирают ребристую доску и стойки, обозначавшие палубу) Ведущий: Морское путешествие закончилось, но нам надо добраться до родного города. Дети, на каком виде транспорта мы сможем доехать до Кандалакши? (на машине, автобусе, поезде) Слайд 45. Ведущий: Мы поедем на поезде. Повернитесь друг за другом (дети стоя на месте, имитируют руками движение колес по стук колес поезда) Слайд 46. Ведущий: Вот мы вернулись в наш детский сад, в наш родной город Кандалакшу. Из нашего путешествия мы привезли части карты-схемы. Предлагаю её собрать на магнитной доске. Слайд 47. Ведущий: Посмотрите! Что изображено на нашей карте-схеме? (Кольский полуостров, достопримечательности). Да, это наш родной край и достопримечательности, с которыми вы познакомились. Что вам понравилось больше всего в путешествии? Теперь вы знаете самые интересные места Кольского полуострова и сможете со своими родными там побывать и рассказать им о том, что вы узнали. Эту карту мы разместим в нашей группе. А вот и сюрприз от капитана! На память о путешествии дарю вам подарки (открывает коробку или конверт с изображением корабля или другой морской символикой, там лежат календарики в подарок детям.) А теперь, фотография на память!
|