Квест-игра по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в старшей группе ДОУ «Жизнь зимой»
Сценарий событийного мероприятия
Цель: обобщение и систематизация знаний у детей старшего возраста о жизни рыб, птиц, животных и человека зимой.
Задачи: Образовательные
- Актуализировать знания детей о жизни человека, животных, птиц и рыб зимой через создание интеллект-карты.
- Содействовать усвоению таких понятий как зимние месяцы, явления природы (ветер, вьюга, метель, холод, мороз, снег, гололед).
- Закрепить в практической деятельности умение рисовать человека в движении.
- Способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Развивать внимание и быстроту реакции.
- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения с союзом А.
- Развивать умение построения сюжета в рисунке.
- Воспитывать навыки коллективного сотрудничества.
- Воспитывать чуткое отношение к животным, рыбам, птицам.
- Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
- Создать условия для творческой работы в команде при создании интеллект-карты на тему «Жизнь зимой».
- Продолжать формировать у детей предпосылки к ЗОЖ.
Скачать приложения к проекту
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: Практические
- Знаковая система обучения (схема-интеллект-карта, мнемотаблица «Схема для составления описательного рассказа «Дикие животные», условные обозначения)
- Подвижная игра «Щука и рыбки»
- Рисование на тему «ЗОЖ человека зимой»
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Слушание аудиозаписи (задания от Совушки-умной головушки)
- Самомассаж «Погреемся!»
- Показ иллюстраций «Зимующие птицы Урала»
- Рассматривание корма для птиц
- Просмотр презентации «Труд людей зимой»
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, природного материала по теме Квеста
- Беседа по вопросам по полученным ранее на занятиях знаниям
- Составление описательных рассказов по мнемотаблице про животных
- Составление предложений с союзом А
- Чтение наизусть художественного произведения (А. Усачев «Снежинки»)
Материалы и оборудование:
- Игрушка или Карточка Совушка-умная головушка
- Конверт с карточками: человек, животные, птицы, рыбы
- Карточки: ЛЕД на водоемах, ЛУНКИ делает человек
- Маска щуки, цветные ленточки длиной 50 см на каждого ребенка
- Карточки ЛЕС, ДОМ
- Конверт с картинками домашних животных (корова, коза, баран, лошадь, кошка, собака, свинья)
- Конверт с картинками диких животных (еж, медведь, лиса, волк, заяц, лось, рысь, белка, кабан, барсук)
- Мнемотаблицы для составления описательного рассказа
- Конверт с картинками (для каждого животного, что указан ранее – жилье и корм)
- Карточки для самомассажа
- Карточки: ЛЕС, ГОРОД
- Конверт с картинками лесных зимующих на Урале птиц (поползень, филин, рябчик, глухарь, клест, сова, дятел, чиж)
- Конверт с картинками птиц, которые обитают зимой возле жилья человека (сорока, воробей, ворона, синица, снегирь, свиристель, галка, щегол, голубь)
- Тарелочка с семенами трав, ягоды рябины, калины, дикие яблоки, желуди, березовые бруньки, шишки
- Тарелочка с разными крупами, подсолнечные семечки, хлебные крошки, сало
- Презентация «Труд людей зимой» https: //nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/01/19/prezentatsiya-trud-lyudey-zimoy
- Карточка ПРОФЕССИИ
- Конверт с картинками профессий (лесник, дворник, валяльщик обуви (пимокат), инспектор рыбоохраны (рыбак), дорожный рабочий, работник ЖКХ, продавец, учитель, врач, пожарный, программист, повар)
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» (серия карточек с одеждой и обувью, где один предмет не для зимы)
- Карточки: ОДЕЖДА, ОБУВЬ
- Карточка-конверт ЗОЖ ЗИМОЙ
- Листы бумаги формат А5 для каждого ребенка
- Цветные карандаши на каждого ребенка
- Набор фломастеров
- Лист бумаги А3 для интеллект-карты
- Широкий скотч, ножницы (2 шт), клей-карандаш (4 шт.), клеенки для аппликации
Предварительная работа:
- НОД по ФКЦМ (ознакомление с окружающим миром), НОД по речевому развитию,
- подвижные народные игры,
- самомассаж,
- изготовление интеллект-карт на тему «Осень», «Игрушки» и др.,
- рассматривание альбомов «Красная Книга Урала», «Животные Свердловской области», «Артинский район»,
- изучение серии «Обучающие картинки» по темам «Домашние животные», «Зимующие птицы России», «Животные России»
Данное событийное мероприятие (Квест) может проходить как весь день, так и в первую половину. В Квесте объединены три НОД (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – обобщение знаний о жизни животных, птиц, рыб и человека зимой; КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – составление описательных рассказов про животных; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – рисование человека в движении); совместная деятельность педагога и детей при составлении интеллект-карты и при просмотре презентации; наблюдение и кормление птиц на прогулке. Части Квеста можно использовать, как самостоятельные виды деятельности в разных режимных моментах.
Ход событийного мероприятия
- Дети, Совушка-умная головушка снова принесла нам умную карту. Предлагаю сегодня отправиться на поиски недостающих частей умной карты. Посмотрите, здесь, на карте, уже есть название, но совсем нет картинок. Чтобы закончить умную карту, нам придется выполнить несколько сложных заданий. Готовы к трудностям? (здесь и далее в скобках – ответы детей)
- Итак, в путь! Умная карта называется «Жизнь зимой». А где мы можем найти информацию про зиму? (в уголке природы)
- На каждой остановке Квеста есть карточка Совы (Приложение 2)с заданием
- В уголке природы нас уже ждет Совушка, она приготовила для вас задания:
- Назовите времена года (времена года – зима, весна, лето, осень)
- Как называются зимние месяцы:
- До праздника Нового года месяц – (зима начинается в декабре)
- Когда начинается новогодний праздник, Рождество и длинные зимние каникулы, это месяц – (январь)
- Месяц, когда Защитники Отечества отмечают 23 числа свой праздник – (праздник пап и дедушек в феврале)
3. Сейчас поговорим о погоде, слушайте
- Включается аудиозапись со словами «Если ……, то погода»
- Если холодно, то погода (холодная)
- Если дует ветер, то погода (ветреная)
- Если воет вьюга, то погода (вьюжная)
- Если трещит мороз, то погода (морозная)
- Если на дорогах гололед, то погода (гололедная)
- Если метет метель, то за окном (метельная погода)
- Если идет снег, то погода (снежная)
4. Из чего состоит снег? (снег сделан из снежинок)
5. Кто расскажет стихотворение про снежинки? (Ваня знает стихотворение про снежинки)
- Ваня рассказывает стихотворение А. Усачева «Снежинки»
6. Кто активно проводит свою жизнь зимой? (зимой активные животные, человек, птицы, рыбы)
- Детям вручается конверт с картинками человека, животных, птиц и рыб. Они наклеивают изображения на большие стрелки интеллект-карты (Приложение 1)
- Ребята, где мы можем найти информацию про жизнь рыб зимой? (про рыб мы можем узнать около аквариума)
- Верно, тут снова Совушка с заданиями:
1. Что происходит зимой с водоемами? (от понижения температуры воздуха вода на поверхности рек, ручейков, озер и прудов замерзает)
- Ответ на этот и следующий вопрос можно дать 2 детям заранее, чтобы выучили, но сначала дать всем желающим детям выдвинуть свою версию ответа
2. Как же тогда дышит подо льдом рыба? (человек делает лунки, чтобы в воду поступал кислород из воздуха)
- Дети на маленькие стрелки от картинки РЫБЫ приклеивают картинки ЛЕД на водоемах и ЛУНКИ делает человек
3. Кто знает, как называется хищная рыба, живущая в нашем Артинском пруду? (хищная рыба у нас в пруду — щука)
- Проводится подвижная игра «Щука и рыбки»
На водящего надевается маска щуки, все остальные участники – «рыбки» с хвостиками (прикрепленные ленты). «Щука» должна поймать «рыбку» (сорвать ленту).
Педагог: В пруду, рыбки, плавайте,
Весело резвитесь!
Как вернется щука –
Сразу берегитесь!
Игра повторяется 2-3 раза по 30с. На каждую игру выбирается новый водящий. В конце подсчитывается, какая «щука» поймала больше рыбок.
- Искатели недостающих частей умной карты, где мы можем найти картинки про животных? (в книжном уголке выставка книг и альбомов про животных, может быть там?)
- Конечно, именно здесь Совушка приготовила для нас очередные трудные задания.
1. На какие две группы можно разделить животных, живущих в Артинском районе? (в Артинском районе животные живут дома, значит они домашние; и живут в лесу, значит они лесные)
- Детям даются карточки ЛЕС, ДОМ; они их приклеивают на тонкие стрелочки от карточки ЖИВОТНЫЕ (Приложение 2)
2. Каких домашних животных вы знаете? (домашние животные – это корова, коза, баран, лошадь, кошка, собака, свинья)
3. Где живут домашние травоядные животные? (они живут в стайках)
4. Чем питаются домашние травоядные, ведь зимой же везде снег? (им человек летом заготавливает сено)
5. Корова, кошка и собака травоядные? (корова – травоядное животное, а кошка и собака — хищники)
6. Где живут зимой кошка и собака, и чем питаются? (кошка живет в доме, а собака живет на улице в будке; кошка ест молоко, рыбу, мышей, а собаке дают косточки, мясо)
7. Свинья живет в хлеву, а что она кушает? (ей человек готовит еду и выливает в корыто)
8. Молодцы! Можете заполнить картинками умную карту.
- Дети заполняют интеллект-карту в разделе «домашние животные»
- Ребята, мы с вами много говорили про животных. Вот и задания от Совушки-умной головушки:
- Назовите животных, которые живут в лесах Свердловской области (еж, медведь, лиса, волк, заяц, лось, рысь, белка, кабан, барсук)
- Из набора картинок выберите по 2 карточки, где будет травоядное и хищное животное. Сравните их, скажите предложение со словом «А». Например, волк серый, а заяц белый.
- Детям предлагаются картинки с лесными животными, каждый берет по хищнику и травоядному и придумывает с этими словами предложение с союзом «А»
- Ребята, еще одно сложное задание
3. Пользуясь мнемотаблицей, расскажи про животное, которое тебе нравится.
- По предложенным мнемотаблицам (Приложение 2) дети составляют описательные рассказы про диких животных, после рассказа приклеивают на интеллект-карту недостающие картинки в разделе «лесные животные»
- Дети, мы сейчас с вами были в лесу, немного замерзли. Давайте согреемся!
- Выполняется самомассаж «Согреемся!» (Приложение 3)
- Ребята, на нашей умной карте остались еще 2 не заполненных стрелки… (птицы и человек)
- Где в нашей группе мы можем найти ответы про жизнь птиц зимой? (в раздевалке, там наши рисунки с птичками)
- Верно, накануне мы с вами рисовали птиц на зимней ветке. Идем туда. Там, наверно, и задания от Совушки:
- В лесу живут лесные птицы, а какие живут в городе? (в городе живут городские птицы; у нас в поселке по дорожкам тоже прыгают городские птицы)
- Разложите птиц, которые живут у нас на Урале по группам: ЛЕСные, ГОРОДские.
- Дети делят картинки по группам, приклеивают их «кучкой» к тонким стрелочкам в разделе «птицы»
3. На тарелочке лежит корм для птиц, правильно раздайте его пернатым
- Дети сортируют корм для лесных и городских птиц, выкладывают его на широкий скотч, который потом приклеивают к нужной «стайке» птичек на интеллект-карте
4. Как вы можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
5. На прогулке положите корм в кормушки, со стороны понаблюдайте за птицами.
- Дети, мы заполнили уже умную карту? (еще ничего нет про человека) Интересно, а что можно узнать про жизнь человека зимой? (ответы детей)
- Ответы на ваши вопросы мы попытаемся узнать из заданий Совушки. Продолжаем нашу игру-путешествие? Итак, новые трудные задания:
1. Посмотрите презентацию «Труд людей зимой», выберите картинки, которые соответствуют зимним работам человека.
- Просмотр презентации «Труд людей зимой»
- Дети выбирают картинки лесник, дворник, валяльщик обуви (пимокат), инспектор рыбоохраны (рыбак), дорожный рабочий, работник ЖКХ и приклеивают по тоненьким стрелкам от карточки ПРОФЕССИИ
2. Одежда и обувь делится по временам года – летняя, зимняя, демисезонная. Какую одежду и обувь носит в холодное зимнее время? (зимой человек носит зимнюю одежду и обувь)
3. Играя в игру «Четвертый лишний», заполните умную карту.
- Игра «Четвертый лишний» — набор карт из 4 картинок, где 3 предмета одежды (обуви) человек носит зимой. 1 предмет носит в другое время года (Приложение 2). Дети разрезают карты, наклеивают на интеллект-карту нужные картинки
- Ребята, а надо ли зимой укреплять свое здоровье? (ответы детей) Предлагаю вам нарисовать себя, как вы или ваши родители укрепляете свой иммунитет.
- Дети рисуют людей в движении (на коньках, на лыжах, катание с горки, прогулки по снегу, лепка снеговиков и т.д.)
- Дети, какие мы с вами молодцы! Собрали все недостающие части умной карты! Ай, да Совушка-умная головушка! Какую интересную для нас карту придумала! Кому что понравилось сегодня в поисках? (ответы детей) А теперь всем – витамины от Совушки! Сок для умных и дружных ребят.
Планируемые результаты по окончании событийного мероприятия:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т.п.;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Создание интеллект-карты «Жизнь зимой», которую в дальнейшем можно использовать для пополнения новыми картинками или рисунками по мере получения детьми новых знаний.
|