Конспект коррекционно-образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Весна» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Макарова Светлана Кузьминична | |||
17.04.2024 16:50 | |||
Конспект коррекционно-образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Весна» Цель: закрепить представления у детей о весне и ее приметах. Задачи.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие». Словарная работа: гонец. Оборудование: колокольчик, конверт с письмом, изображения перелетных птиц на картинках, магнитная доска, аудиозапись пения скворца, цветные колокольчики по количеству детей, предметные картинки на тему «Весна», карточка-схема, мяч, листы бумаги формата А4, простые карандаши, корзина с цветами (оригами), наборы цветных карандашей. Ход занятия: 1. Организационный момент. Звенит колокольчик. Дети вместе с педагогом заходят в группу. Логопед. Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с нимипоздороваемся! (Дети здороваются с гостями.) А теперь давайте встанем в круг и поприветствуемдруг друга. Упражнение «Круг друзей». Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!» Кинезиологическая игра «Включайся!» Ты включись голова, (погладить правой рукой) Чтобы умная была. (погладить левой рукой) Включитесь нашиушки, (пальцами массажировать мочки ушей) Чтоб внимательно все слушать. (пальцами массажировать мочки ушей) Включитесь глаза, начинается игра. (закрывать попеременно правый/левый глаз ладонью) Садитесь, пожалуйста, на стульчики. 2. Основная часть. Логопед. Ребята, сегодня мне передали вот этот конверт. Хотите узнать от кого пришло письмо? (да). Сейчас узнаем. (достаю письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я красавица — Весна, должна вступить в свои права. Природу родную разбудить, весенним теплом одарить. Но сестра моя — Зима, не уходит со двора, не хочет уступать мне место! Вот я и решила отправить гонца, чтобы узнать не забыли ли люди про меня. Логопед. Ребята, от кого письмо? (От весны) - О чем она беспокоится? (Она беспокоится о том, что люди могут про нее забыть) -А кто такой гонец? (Ответы детей) Логопед. Да, ребята, гонец -это человек, которого отправляют по срочным и важным делам. Послушайте загадку и отгадайте кого отправила весна. На шесте -дворец, Во дворце – певец, А зовут его… (Скворец) (Показать картинку) Логопед. Ребята, поможем скворцу убедиться в том, что мы помним про весну и очень ее ждем? (Да). А скворец будет сидеть на веточке и наблюдать за нами. (прикрепить на веточку) 3. Игра «Позовём весну!» Логопед. Во все времена люди ждали весну. Они пели песни, водили хороводы, звали весну: Весна красна! В гости просим! Приди скорей! И просили: Весна-красна, принеси с собой …например, хорошей погоды, теплых денечков. У меня есть весенний цветок. Мы будем передавать его друг другу и говорить пожелания весне. Держи, Ваня. теплое солнышко зеленую травку поющих птиц красивых насекомых теплый ветерок быстрые ручейки теплую погоду ясное небо Логопед. Ребята, а давайте вспомним приметы весны. 4. Игра «Доскажи словечко» (с мячом). (дети стоят в кругу) Логопед. Я начну, а вы закончите предложение. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово). Закончилась долгая, холодная… (зима). Наступила тёплая, долгожданная… (весна). Всё ярче светит весеннее… (солнышко). Появляются первые… (проталины). Бегут звонкие… (ручьи). С крыш домов капают… (сосульки). На деревьях набухают… (почки). С тёплых краёв прилетают… (птицы). Мы очень любим первые весенние… (цветы). Ребята строят для скворцов… (скворечники). Логопед. Молодцы, вы правильно подобрали слова, и закончили предложения. Дети садятся за стол. 5. Игра «Назови ласково, раздели слово на слоги» Логопед. Ребята, у вас есть друзья? (Да) У весны тоже много друзей. Возьмите картинки и назовите их. Давайте назовём их ласково, разделим эти слова на слоги. (Сидя за столом дети берут карточки с предметными картинками, называют их и подбирают к ним слова с уменьшительно-ласкательным значением и делят на слоги- нажимают на колокольчики. (На столе лежат картинки, дети берут по одной) солнце – солнышко дождь – ветер – трава – проталина – скворец – дерево – почка – ручей – цветок- 6. Физминутка «Не идет ли к нам весна?» На сосну взобрался Мишка (Показать, как мишка карабкается на дерево) С ветки даль ему видна (Ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (Соединяем руки над головой как домик – крыша) Не идёт ли к нам весна? (Поднимаем плечи – удивление) За деревней, за долиной, Где прозрачен небосвод (Повороты головы вправо и влево). Клин увидев журавлиный (Показ взмахов крыльев журавлей) Закричал: «Весна идёт!» (Руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!) Дети садятся на стульчики. 7. Игра «Скажи наоборот» Логопед. Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Дети: нет) Почему? Это разные времена года. Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот». (Дети берут картинки, составляют предложения и вешают на доску. На доске изображения Зимы и Весны). Зимой снег чистый, а весной… (грязный). Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое). Зимой медведь спит в берлоге, а весной просыпается. Зимой небо низкое, а весной… (высокое). Зимой заяц белый, а весной серый … (тёплый). Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое). 8. «Угадай, сосчитай». Логопед. Ребята, когда природа оживает, с теплых краев прилетают птицы. Какие это птицы? (Это перелетные птицы). А как они прилетают, по одному? (Они прилетают не по одному, а целыми стаями.) Посмотрите и назовите птиц, которых вы видите. А теперь найдите птицу, в названии которой первый звукК, последний звук А. (кукушка) Посчитайте птиц по образцу: один скворец, много скворцов, два скворца, пять скворцов. (Карточка схема) 9. Пальчиковая гимнастика. «Весна» Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки) Два – капель, (согнуть безымянный палец) Три – сосульки тают. (согнуть средний палец) Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец) Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица») 10. «Нарисуй весну». Логопед. Ребята, вы очень много рассказали о весне. Давайте ее нарисуем, соблюдая инструкцию. (у каждого на столе листок А 4).
Логопед. Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые картины о весне. Давайте мы сделаем выставку. (повесить рисунки детей на доску). Дети садятся на стульчики. 11. Итог. Логопед. Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года мы сегодня говорили? А в какие игры мы с вами играли? Для чего мы это делали? Что вам понравилось на нашем занятии? Как вы думаете, сегодня мы помогли нашим гостям узнать больше о весне? На занятии вы хорошо работали, старались отвечать полными предложениями. Справились с заданиями… Вели себя хорошо, плохо… Сюрпризный момент. Логопед. (незаметно включить запись пения скворца) Ой, ребята, скворушка запел. Как вы думаете, скворец радуется тому, что мы так много знаем о весне? (Да) Значит он вернётся и расскажет весне, что мы ее ждем? (Да) И она к нам придет? (Да) Смотрите, ребята, весна прислала нам корзину подарков, значит она услышала веселое пение скворца и поняла, что мы ее очень ждем. И не стала ждать возвращения своего гонца. Весна, любит яркие краски и дарит вам цветные карандаши, чтобы вы раскрасили свои картины. И ещё дарит весенние цветы. Каждый ребенок берёт свой подарок.
|