Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Весенняя гостья» с использованием здоровьесберегающих технологий |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Стрелкова Елена Сергеевна | |||
07.02.2024 00:06 | |||
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Весенняя гостья» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи Подготовила: воспитатель Стрелкова Елена Сергеевна город Воткинск 2023 год Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Задачи:
Образовательная область: познавательное, речевое, физическое развитие
Предварительная работа: Рассматривание фотоиллюстраций о разных периодах весны, картинок с изображением перелетных птиц, чтение стихотворений о весне, отгадывание загадок о весне, о птицах; прослушивание аудиозаписей: произведения П. И. Чайковского «Март», «Подснежник»; звуки весенней природы; пение птиц. Материалы и оборудование: письмо, презентация, аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись «Голос ласточки», аудиозапись «Звуки грома», телевизор, стулья. Участники: воспитатель, дети старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словарная, дидактическая игра, использование художественной литературы. Структура и методические приемы: I Этап. Организационный момент. Вводная часть – 3 минуты
II Этап. Мотивационная деятельность детей. Основная часть – 15 минут
III Этап. Целеполагание. Заключительная часть – 2 минуты
Ход: I Этап. Организационный момент. Организационный момент. Воспитатель: (дети стоят в раздевалке) Ребята, сегодня нам на почту пришло письмо, посмотрим его вместе? Приложение 1. (читает письмо детям) Воспитатель: Как вы поняли, от кого это письмо? Дети: Его написала Весна, она не может придти к нам. Ее должны принести птицы на крыльях, но они никак не летят к ней. Она просит помощи у нас отыскать их. Воспитатель: Ребята, а вы хотите разыскать птиц и помочь весне поскорее придти к нам? Дети: Да. Воспитатель: Что же будем делать? Где нам их искать? Дети: на улице, в лесу Воспитатель: Ну конечно, на улице прекрасная погода, сейчас же отправляемся в лес. А на чем отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку: По дороге мчится конь, Из трубы летит огонь. По железной конь дорожке, На железных мчится ножках. Сто вагонов в раз привёз, Этот сильный … Дети: Паровоз Воспитатель: Угадали, правильно, паровоз, а если он везет за собой вагоны называется поезд. Проходите в вагон (дети садятся на стульчики, поставленные друг за другом в виде сидений в вагоне) занимайте места, садитесь поудобнее, поехали. А чтобы нам не заскучать, споем веселую песенку: Чистоговорка «Поезд» Приложение 2 II. Этап. Мотивационная деятельность детей. Основная часть Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы приехали в лес (дети встают со стульчиков, выходят из «вагона» идут на ковер, встают лицом к телевизору) (Слайд 1 изображение леса) Прислушайтесь, что это? (аудиозапись «Голоса птиц») Дети: Это птицы поют. Воспитатель: значит мы на правильном пути! Коммуникативная игра «Порадуемся» Приложение 3 Дети садятся на стульчики поставленные полукругом на ковре, лицом к телевизору. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте стихотворение: Сугроб уже ссутулился от солнечных лучей, И побежал по улице сверкающий ручей. О каком времени года говорится в стихотворении? Дети: Весна! Воспитатель: А что мы знаем о весне? Какие у нее приметы? Дети: Растаял снег, день стал длиннее, растет трава, (Слайд 1, вторая картинка) прилетели птицы. (Слайд 2, первая картинка) Воспитатель: Ребята, а какое солнце весной? Дети: Светит ярко, греет сильно, что даже снег начинает таять. (Слайд 2, вторая картинка) Воспитатель: А какое солнце было зимой? Дети: Солнце светило ярко, но не грело. Воспитатель: А что вместо снега появляется на улицах? Дети: Вода, лужи, ручейки. (Слайд 3 ручейки) Воспитатель: Давайте вспомним, как бежит ручеек: Пальчиковая гимнастика «Ручеек» Приложение 4 Воспитатель: Ребята, смотрите, наш ручеек зовет нас куда-то, давайте пойдем за ним, возможно, мы кого-нибудь встретим. Воспитатель: Посмотрите, ручеек привел нас на полянку. (Слайд 3 лесная полянка) Что вы видите? В лесу распускаются первые цветы, как они называются? Воздух пропитан таким нежным ароматом, сделаем глубокий вдох и насладимся лесной свежестью. Дыхательная гимнастика Приложение 5 Дети свободно встают врассыпную на ковре, после окончания игры садятся на стульчики. Воспитатель: (Слайд 4 дерево на нем ласточка, аудиозапись «Голоса птиц») Ребята, кто это? Дети: Птица, ласточка. Воспитатель: Сейчас мы спросим у нее, не знает ли она, какие птицы должны нам весну принести. Ласточка: (аудиозапись «Голос ласточки») Конечно, знаю, расскажите мне стихотворение «Весенняя гостья» и сами все поймете. Воспитатель: А я знаю стихотворение С.И. Белоусова, которое так и называется «Весенняя гостья» послушайте его внимательно, и ответе — кто она, эта весенняя гостья. «Весенняя гостья» Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою» Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Дети: Да. Воспитатель: О ком это стихотворение? Дети: О птице, о ласточке. Воспитатель: выучим это стихотворение и расскажем ласточке, а то я не поняла, какие птицы принесут нам весну, поможет нам его запомнить мнемосхема (читает стихотворение еще раз) Воспитатель: Кто написал стихотворение? Как оно называется? Я предлагаю название стихотворения и автора обозначить этой картинкой? (Слайд 5) Воспитатель: Как в стихотворении называю весеннюю гостью? Дети: Милая певунья, ласточка, родная. Воспитатель: эту строчку я предлагаю обозначить этой картинкой? (Слайд 6) Воспитатель: Куда она вернулась? Дети: К нам домой вернулась. (Слайд 7) Воспитатель: Откуда она вернулась? Дети: Из чужого края. Воспитатель: Под окошком вьется с песенкой живою, как вы понимаете выражение «вьется»? (Слайд 8) Дети: Значит кружится. Воспитатель: А какую песенку поет в стихотворении ласточка? Дети: Я весну и солнце принесла с собою. (Слайд 9) Воспитатель: И в самом деле, ласточка принесла нам весну и солнце. На улице тепло и солнечно. Вот значит, кого Весна ждет – ласточку. Ребята, а зачем весной птицы возвращаются в наши края? (Если дети затрудняются ответить, продолжаю). Весной перелетные птицы прилетают к нам, чтобы до зимы успеть вывести птенцов, выучить и вырастить их. А сейчас мы с вами превратимся в птичек и немного отдохнем. Физическая минутка «Птички» Приложение 6 Воспитатель: А теперь мы опять превратимся в ребятишек и поиграем. Дидактическая игра «Громко — тихо» Приложение 7 Воспитатель: Я буду произносить строчку из стихотворения громко, а вы тихо. И наоборот, я тихо, а вы громко (Слайд 10 вся мнемотаблица на экране) Дидактическая игра «Доскажи словечко» Приложение 8 Воспитатель: А теперь я начну строчку, а вы ее договаривайте. Воспитатель: Повторяем стихотворение полностью. (Желающие рассказывают стихотворение ласточке сами) Воспитатель: Ласточка, понравилось тебе, как дети прочитали стихотворение? Ласточка: Да, очень понравилось, молодцы! Воспитатель: А когда ты принесешь Весну к нам? Ласточка: Скоро, совсем скоро! Ждите! (Включается аудиозапись «Дождь с громом») Воспитатель: Ребята, посмотрите, погода начинает портиться. (Слайд 11 туча, гром, молния, дождь. Слайд 12 хорошая погода) Этюд на имитацию (музыка дождя и грома) Приложение 9 III Этап. Целеполагание. Заключительная часть. Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Пожелаем ласточке поскорее принести нам Весну на своих крыльях. До свидания, ласточка. (дети прощаются) (Слайд 13 вагон) Воспитатель: садимся в поезд – поехали. Чистоговорка «Поезд» Приложение 2 Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Рефлексия: Куда мы ездили? Зачем? Кого встретили в лесу? Что вам понравилось в путешествии? Приложение 1 Письмо «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Вена, я очень по вас соскучилась, и поскорее хочу придти к вам в город. Я жду птиц, которые должны принести меня на своих крыльях. Но они все не прилетают. Помогите мне, пожалуйста, найдите их и поторопите, чтобы они поскорее нашли меня. А поможет вам в этом ваши знания, умения, внимание и смелость. Жду вашей помощи. Спасибо. Весна.» Приложение 2 Чистоговорка «Поезд» Цель: развивать все стороны речи ребёнка: фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию. Задачи:
Ход: Дети сидят на стульях, поставленных друг за другом в виде сидений в вагоне. «Поезд». Мы в вагончиках сидим (руки сложены перед грудью) Мы сидим, мы сидим, И в окошечки глядим, (повороты головы вправо, влево) Весело глядим. Едет, едет паровоз - (притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак) Чух – чух – чух, чух – чух – чух! Ребятишек он повёз, Чух – чух – чух, чух – чух – чух! А колёсики стучат — так – так – так, так – так – так! (хлопают ладонями по коленям) Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так! (стучат кулаками по коленям) Громко подаё м гудок: (поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак) Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Подъезжает паровоз - (поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак) Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Ребятишек он привёз! Приложение 3 Коммуникативная игра «Давайте порадуемся» Цель: снятие эмоционального напряжения; учить выполнять простые движения схожие со строчками песни. Ход игрового приветствия: Дети встают в круг, выполняют движение в соответствии с текстом. Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А так же порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» маме и папе (качают руками) «Доброе утро!» останется с нами (подходят к середине круга) Приложение 4 Пальчиковая гимнастика «Ручеек» Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Обогащать словарь ребенка, развивать память. Ход: Солнце ласково смеется (очерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками) Светит ярче, горечей (показываем растопыренные ладони) Из пригорка звонко льется разговорчивый ручей (указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой) Я журчу, журчу, журчу (ладошки вперед, шевеля пальчиками) Гладко камешки точу (потираем ладошки) Синей лентой разбегусь ( «змейка» ладошками) В речку полную вольюсь (соединить ладошки, разъединенные в стороны) Хороша моя водица (массируем большим пальцем все остальные) Наклонись ко мне напиться (наклон, руки «горсткой») Речка, травы шевеля (шевелим пальчиками) Ручейком зовет меня (плавные движения ладонями из стороны в сторону) Приложение 5 Дыхательная гимнастика Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей; формирование дыхательного аппарата; развитие плавного, длительного выдоха. Закройте правую ноздрю пальцем, глубокий вдох, закройте левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2-3 раза), затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую. Вдруг подул ветерок и зашумели листочки Дует легкий ветерок – ф-ф-ф (на легком выдохе показываем движение ветра кистями) И качает так листок – ш-ш-ш Дует сильный ветерок – ф-ф-ф (громкие короткие выдохи) И качает так листок – ш-ш-ш (показываем ветер руками). Весной просыпаются насекомые и разные жучки собираются, чтобы пообщаться друг с другом. Усы раздвинув смело (разводим руки в стороны) Жуки жужжат в траве: – Жжжжууу (наклон вперед, выдох, обхватить себя руками) Сказал крылатый жук (руки в стороны, вдох) – Посижу и пожужжу, жжжууу (наклон вперед, обхватить себя руками, медленный выдох). Приложение 6 Физическая минутка «Птички» Цель: поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне, оздоровление детей. Задачи:
Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят. Погулять они хотят и тихонечко летят (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями) Птички начали спускаться (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу Пролететь нам надо много (дети встают и машут «крыльями») Вот родимые края. Ура! Ура! Приземляться нам пора (приседают) Приложение 7 Дидактическая игра «Громко — тихо» Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитывать умение менять силу голоса. Закреплять правильное произношение звуков. Я буду произносить строчку из стихотворения громко, а вы тихо. И наоборот, я тихо, а вы громко. Приложение 8 Дидактическая игра «Доскажи словечко» Цель: развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание. Задачи: развивать логическое мышление, чувство рифмы; - А теперь я начну строчку, а вы ее договаривайте. - Повторяем стихотворение полностью. Приложение 9 Этюд на имитацию (музыка дождя и грома) Цель: развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно – эстетические и этические чувства Задачи: формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти; формировать умение имитировать простейшие движения; развивать ориентировку в пространстве; развивать мелкую моторику рук; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. - Набежала тучка (сидя на полу) - закапал дождик (стучат пальцами по полу) - засверкала молния (стучат ладошками по полу) - загремел гром (стучат кулачками по полу) - дождь совсем прекратился.
|