Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки» Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа) Воспитатель: Попова Е.Ю. Программные задачи: I часть
• приобщать детей к истокам народной культуры; • расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников; • закреплять знания детей о народных играх; • формировать желание использовать в речи фольклор; • продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
Скачать презентацию
Скачать конспект
• воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству; • воспитывать патриотов.
II часть
• закреплять умение делать птиц по принципу оригами ; • совершенствовать навыки работы с бумагой; • воспитывать аккуратность в процессе деятельности. Предварительная работа:
• беседы о праздниках и традициях русского народа; • чтение художественных произведений; • заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек; • рассматривание иллюстраций ; • разучивание хороводов, подвижных игр; • прослушивание музыкальных произведений о природе; • занятия по конструированию из бумаги; • проведение праздников и досугов.
Словарная работа: Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.
Оборудование: Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.
Ход занятия: 1 часть занятия. Звучит музыка. Дети рассаживаются на стульчики. Слайд 2. Воспитатель: «Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет» Воспитатель: - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне) Воспитатель: - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора. Воспитатель: - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) Воспитатель: - «Март, март пришел Белый снег сошел. А за ним апрель, Отворил окно и дверь. А за ним пришел и май Солнце в терем приглашай!» Воспитатель: Матушка весна, всем красна! Слайд 3. Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)
Слайд 4. Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре? Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года. Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны. Дети: « Ой, весна моя Ты, весняночка! Из-за темных лесов, Из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари!» *** Весна, весна красна, Тепло солнышко, Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом богатым! Воспитатель: - Весну на Руси встречали трижды, когда? Дети: 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается); 22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется); 7 апреля - в Благовещенье. Воспитатель: - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы. Воспитатель: - Назовите какие вы знаете приметы марта? Слайд 5. Дети: • увидал грача- весну встречай; • сухой март- плодородие, дождливый — неурожай; • сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый. Воспитатель: - Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель). Воспитатель: - Какие названия имел апрель в народном календаре? Слайд 6.
Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник. Воспитатель: - Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей). Воспитатель: - Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле? Дети: - Благовещение- третья встреча весны. Воспитатель: - Что интересного вы знаете об этом празднике? Слайд 7. Дети: - На Благовещенье весна зиму победила. - Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6. Слайд 8. - Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм. - Люди примечали: • гроза на Благовещенье - к урожаю грибов; • как Благовещенье проведешь - так и весь год будет. - Люди пели заклички, закликали птиц. Слайд 9. Воспитатель: - Можете ли вы сейчас закликать птиц? Дети: «Жаворонки прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела: Весь хлеб у нас проела!» *** Жаворонки, перепелушки, Птички, ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам! Воспитатель: - Какие еще отмечали люди праздники в апреле? Дети: - Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Слайд 10. Воспитатель: - Какие вы знаете приметы, связанные с вербой? Дети: • без вербы - не весна; • верба распутицу ведет, гонит с реки лед; • если верба хорошо цветет - будет удачная пашня. Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье, мы не поговорили? (О Пасхе.) Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем! Слайд 11. Дети: - Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич. - Яйцо - это символ зарождения новой жизни. - По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником. Слайд12. - Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков. - Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым. Воспитатель: - Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках! Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май? Слайд 13. Дети: - Травень, розоцвет, цветень. Воспитатель: - Что говорил народ про месяц май? Дети: • май леса наряжает, лето в гости ожидает; • май холодный - год хлебородный; • много майских жуков - к засухе; • запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль. Воспитатель: - Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».
Слайд 14. Физминутка: Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)
2 часть занятия. Слайд 15. Дети садятся за столы: Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки». Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами. Я предлагаю каждому сделать свою птичку. Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна. Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.
Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя. Слайд 16. Воспитатель: - Молодцы, дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные. Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям). Воспитатель: - Наше занятие законченно. Слайд 17.
|