Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.
Учим Языки
Автор: Шаренко Вера Александровна   
20.07.2016 11:31

Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.

Овладение языком – процесс сложный и многоаспектный. В процессе усвоения детьми родного языка совершенствуются коммуникативные формы и функции языковой деятельности, развивается языковое общение. Вместе с тем стихийно формируется и элементарное осознание речи. Еще Ян Амос Каменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность установления различных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), а затем реальные науки.

Каменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а дальше – учить ставить вопросы, правильно отвечать на них, объяснять, то есть надо обязательно требовать ясной и отчетливой речи. Один из наиболее ярких французских просветителей – Жан Жак Руссо – в своей науки воспитания также большое внимание уделял вопросам развития речи, считая, что голос ребенка надо сделать ровным, гибким и звучным, а этому способствует правильная речь, пение и музыка. Он подчеркивал, что не надо торопить отвечать на вопрос, если ребенок не знает ответа, лучше всего задать вопрос иначе, чтобы путем аналогии подвести ребенка к ответу.

 

Видный швейцарский педагог Г. Песталоцци выделил слово как важное средство обучения, подчеркнув роль речи матери для развития речи ребенка. К. Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Широко известны мысли Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и методики языка.

Педагогическая деятельность великого русского писателя Л. Н. Толстого, его занятия в яснополянской школе, создание Азбуки и книг для детей получили широкую известность. Особенно ценно, что он стремился развивать индивидуальные способности детей путем рассказывания, бесед и свободных сочинений. Книги для детей, написанные самим Л. Н. Толстым, отличаются лаконичностью, выразительностью, меткостью и точностью. Благодаря этим качествам они и в наше время пользуются большой популярностью в работе дошкольных учреждений, показывая детям образцы русского языка. Идеи Л. Н. Толстого и особенно К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева – основоположник методики развития речи. Огромную роль в развитии речи детей она придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. В тоже время она поддерживала идею систематического обучения речи. Но особое значение в развитии речи детей она отводила рассказу. Простота, выразительность и доступность речи взрослого должны способствовать усовершенствованию и обогащения языка детей. Однако рассказывать должны и сами дети.

Тихеева считала, что следует сосредоточить внимание ребенка на основной мысли. Большой интерес представляет исследование Н. Ф. Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Проблему развития речи невозможно отделить от взаимосвязи с чтением художественной литературы и развитием словесного творчества дошкольников. Широкий педагогический аспект имеет психологическое исследование Г. Я. Кудриной, посвященное изучению зависимости пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте. Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы понимание находим свое проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста.

Шаренко Вера Александровна. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакан.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год