Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике. |
Учим Языки | |||
Автор: Шаренко Вера Александровна | |||
20.07.2016 11:31 | |||
Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике. Овладение языком – процесс сложный и многоаспектный. В процессе усвоения детьми родного языка совершенствуются коммуникативные формы и функции языковой деятельности, развивается языковое общение. Вместе с тем стихийно формируется и элементарное осознание речи. Еще Ян Амос Каменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность установления различных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), а затем реальные науки. Каменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а дальше – учить ставить вопросы, правильно отвечать на них, объяснять, то есть надо обязательно требовать ясной и отчетливой речи. Один из наиболее ярких французских просветителей – Жан Жак Руссо – в своей науки воспитания также большое внимание уделял вопросам развития речи, считая, что голос ребенка надо сделать ровным, гибким и звучным, а этому способствует правильная речь, пение и музыка. Он подчеркивал, что не надо торопить отвечать на вопрос, если ребенок не знает ответа, лучше всего задать вопрос иначе, чтобы путем аналогии подвести ребенка к ответу.
Видный швейцарский педагог Г. Песталоцци выделил слово как важное средство обучения, подчеркнув роль речи матери для развития речи ребенка. К. Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Широко известны мысли Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и методики языка. Педагогическая деятельность великого русского писателя Л. Н. Толстого, его занятия в яснополянской школе, создание Азбуки и книг для детей получили широкую известность. Особенно ценно, что он стремился развивать индивидуальные способности детей путем рассказывания, бесед и свободных сочинений. Книги для детей, написанные самим Л. Н. Толстым, отличаются лаконичностью, выразительностью, меткостью и точностью. Благодаря этим качествам они и в наше время пользуются большой популярностью в работе дошкольных учреждений, показывая детям образцы русского языка. Идеи Л. Н. Толстого и особенно К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева – основоположник методики развития речи. Огромную роль в развитии речи детей она придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. В тоже время она поддерживала идею систематического обучения речи. Но особое значение в развитии речи детей она отводила рассказу. Простота, выразительность и доступность речи взрослого должны способствовать усовершенствованию и обогащения языка детей. Однако рассказывать должны и сами дети. Тихеева считала, что следует сосредоточить внимание ребенка на основной мысли. Большой интерес представляет исследование Н. Ф. Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Проблему развития речи невозможно отделить от взаимосвязи с чтением художественной литературы и развитием словесного творчества дошкольников. Широкий педагогический аспект имеет психологическое исследование Г. Я. Кудриной, посвященное изучению зависимости пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте. Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы понимание находим свое проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста. Шаренко Вера Александровна. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакан.
|