Особенности организации работы с родителями детей-билингвов. |
Учим Языки | |||||||||||
Автор: Шарайкина Анастасия Сергеевна Полозова Евгения Сергеевна Асочакова Надежда Андреевна | |||||||||||
22.10.2024 16:38 | |||||||||||
Особенности организации работы с родителями детей-билингвов.
МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик» г. Абакан, Республики Хакасия, Билингвизм — это двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками или различными диалектами одного и того же языка. Наше дошкольное учреждение работает по инновационной площадке «Психолого-педагогическое сопровождение детей-билингвов и их семей в образовательном процессе». Так как в нашем образовательном учреждении воспитываются дети – билингвы с разным уровнем владения русским языком дети из Кыргызстана, Узбекистана, Тувы, и для того, чтобы в дальнейшем эти дети успешно социализировались им необходимо в совершенстве овладеть русской речью, но это невозможно достичь без совместной работы педагогов дошкольного учреждения, с их родителями.
Большую роль в появлении нарушений речевого развития у детей-билингвов играют пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность и плохое владение русским языком. Мы провели анкетирование и было выявлено 37 % детей –билингвов.
Для оптимизации взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей ребенка - билингва, имеющего нарушения устной русской речи, мы определили этапы и содержание работы. Выделили три этапа работы педагогического коллектива с семьей ребёнка – билингва: - подготовительно – организационный; -основной; -итоговый. Содержание работы на всех этапах зависит от ряда факторов: 1. Структуры семьи (уточнить тип семьи: нуклеарная, сложная, полная, неполная); 2. Размера семьи (малодетная, многодетная, однодетная, среднедетная); 3. Образовательно – культурного уровня семьи (образование членов семьи; региональный компонент, семейный традиции); 4. Психоэмоционального климата семьи (благоприятный, неблагоприятный); 5. Возраста ребенка (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст); 6. Этапа речевого развития ребёнка (уровень владения родным языком и уровень владения русским языком); 7. Формы имеющегося у ребенка речевого нарушения (нарушения в устной русской речи); 8. Типа семейного воспитания (авторитарный, демократический и попустительский). 9. Отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи (адекватное, динамическое, прогностическое, попустительское); 10. Уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ. На первом этапе воспитатели детского сада: 1. Изучаем особенности семьи и семейного воспитания ребенка, через анкетирование и беседы с родителями и ребёнком; 2. Определяем уровень родительской мотивации (на сколько родители заинтересованы в обучение, развитии, воспитании ребёнка); 3. Выявляем потенциальных партнеров дошкольного учреждения среди членов семьи для коррекционно-развивающей работы и создают на этой основе систему взаимодействия с семьей; 4. Изучаем образовательные потребности и ожидания родителей от дошкольного учреждения через анкетирование и беседы с родителями; 5. Знакомим родителей с особенностями функционирования дошкольного учреждения, (с обязанностями и правами) и организацией коррекционно-воспитательной работы в нем; 6. Разрабатываем и начинаем реализовывать совместно с семьей индивидуальный маршрут помощи ребенку. Продолжительность организационного этапа от одногомесяца, в течение которого воспитатель образовательного учреждения обрабатывает полученные результаты и оформляет необходимую документацию. После этого вырабатывает план работы с ребенком и его семьёй. На основном этапе реализуется система работы с родителями ребенка - билингва. Мы разрабатываемконсультации, клубную работу, организовали семинары-практикумы, разрабатываются краткосрочные проекты, например, «Счастливое детство без границ» Тем самым повышается психолого-педагогическая компетенция родителей по вопросам воспитания ребёнка. Работа на итоговом этапе зависит от того, останется ли ребенок в дошкольном учреждении или покинет его. При продолжении посещения детского сада воспитатель анализирует проделанную работу, оценивает ее эффективность, вносит корректировки и планирует будущую деятельность. В данный период проводится мониторинг детско-родительских отношений, выясняются изменившиеся условия воспитания в семье и его стиль, оценивается уровень психолого-педагогической компетенции родителей. Полученные данные позволяют провести комплексную оценку результативности своей работы с семьей и воспитателем в нее (анкетирование, опросника) Таким образов на протяжении всех этапов ведётся работа: 1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; 2. Психологическая помощь и поддержка родителей и семьи; 3.Информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (поликлиника, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты, школа, ТПМПК). проекта "Счастливое детство без границ" С помощью этого проекта, мы хотим повысить положительную динамику охвата родительской аудитории, получивших эффективную помощь и содействие в обучении, воспитании и развитии детей. Так же мы хотим проводить мастер-классы, презентации методических рекомендаций, обмен опытом по вопросам успешной социализации детей билингвов
|