«Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника» |
Учим Языки | |||
Автор: Данжеева Наталья Александровна | |||
15.09.2020 13:39 | |||
«Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника» Н.А. ДАНЖЕЕВА, Учитель английского языка МБДОУ № 104 «Зорька» г.Улан–Удэ, Республика Бурятия, 1. Наше ДОУ реализует технологию Г.Н. Доля по раннему развитию средствами английского языка «K2L». Технология состоит из 12 модулей, мы реализуем 5: Я-ты-мир Выразительные движения Развивающие игры Сенсорная математика Грамматика в рассказах с элементами Визуально – пространственного моделирования. Каждый модуль двухуровневый — Гусенички и Бабочки. Всего 60 образовательных событий в модуле. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но помимо них Галина Николаевна предлагает нам использовать моделирование.
Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы. Модель — это любой образ, используемый в качестве заместителя. Модель определяется, как «средство отображения, воспроизведения той или части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений. Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами. Модель должна быть аналогична объекту, четко отражать основные выделяемые признаки; нести элемент обобщения; быть простой для восприятия, построения, использования; быть действенной. При выборе модели учитывают возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия модели. Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственных представлений у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению дошкольниками основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения. Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:
Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. «Грамматика в рассказах», это модуль руководствующийся специальным методическим комплексом «Зрительно-пространственное моделирование», который помогает развивать любовь детей к рассказу, знакомит с языком рассказа, развивает способности к анализу главных героев, сюжета и структуры. Все дети младшего возраста любят слушать сказки. То, что мы читаем – интересно, но не всегда понятно для детей. Если вы рассказываете сказки достаточно часто, то постепенно понимание придет. А для ускорения развития аналитических навыков Г.Н. Доля предлагает модуль «Грамматика в рассказах». Пересказ это показатель степени понимания рассказа. Обучение пересказу является постепенным процессом, которому необходимо способствовать. Мы начинаем с подачи эмоционально-насыщенного рассказа, чтобы обеспечить очевидность сюжета рассказа и сконцентрировать внимание детей. Суть пересказа состоит в способности удерживать в уме его структуру; в сказках, события зачастую повторяются внутри этой структуры. Тогда мы используем очень эффективный метод, именуемый зрительно-пространственное моделирование, для помощи детям младшего возраста в понимании содержания и последовательности событий в рассказе (действий), и в определении взаимоотношений между действующими лицами. В зрительном моделировании мы замещаем одну группу предметов (осязаемые геометрические формы) на другую группу предметов (реальные предметы), и помогаем детям создать мысленную связь между реальным предметом и геометрической формой. Это позволяет детям младшего возраста подержать в своих руках предметы и действующие лица, появляющиеся в данном рассказе – предметы, которые в действительности, являются воображаемыми и неосязаемыми. Зрительно-пространственное моделирование это комплексный процесс, потому что дети используют пространственную последовательность для представления временной последовательности. Данная деятельность особенно полезна в развитии навыков абстрактного мышления. Она помогает детям анализировать основные события в рассказе. Создается зрительная модель рассказа, и затем эта модель используется в качестве помощи детям в запоминании и как можно более самостоятельном пересказе. Мы даем детям практическую, ощутимую поддержку в развитии контроля своего внимания и мышления. Таким образом, мы обеспечиваем их специальными материалами – внешними посредниками, которые помогут детям младшего возраста в запоминании структуры рассказа. Они называются МЕДИАТОРАМИ. Выбор и показ формы замещения помогает детям направлять и поддерживать свое собственное внимание. Перемещение замещаемых форм позволяет им восстанавливать наиболее важные события рассказа. Эти внешние посредники помогают детям сосредоточиться и запомнить важные признаки и ключевые события, вместо тех, которые просто бросаются в глаза. Это также помогает им организовать свое внимание и умственную деятельность. Самой большой трудностью для детей младшего возраста является сохранение структуры рассказа в уме. Зрительная модель это план для пересказа истории. Когда ребенок знает структуру рассказа, он наделен правом в проявлении большей активности в его пересказе. Целью учителя вначале является содействие детям в восстановлении зрительных моделей, созданных учителем, а затем постепенно, в предоставлении им возможности создания своих собственных зрительных моделей и собственных рассказов. Модуль показывает алгоритм работы со сказкой, приемы и методы концентрации внимания детей, приемы развития психических функций, которые можно дополнять на свое усмотрение. В первый уровень входят 6 сказок: Три поросенка Три козленка Три медведя Репка Теремок Колобок К каждой сказке дана аннотация структуры образовательной ситуации, цели, задачи, оборудование, предполагаемые результаты, идеи для работы с родителями. С помощью модуля «Sensory mathematics» ранее ребята хорошо усвоили цвета и геометрические фигуры, что помогает нам в работе с визуально – пространственным моделированием, так как модуль «Visual-spatial» предполагает знакомство с предлогами и обстоятельствами места, направления, кодирование реальных объектов условными, абстрактными. После мы перешли к модулю «Story grammar», в технологии широко используются средства притягивания и удержания внимания детей, так называемые attractors. К этим средствам нужно подойти очень внимательно, так как эти средства помогают вам развивать регулятивные способности ребенка, помогают установить незримые правила в группе, что поможет удерживать дисциплину, настраивать детей на активную деятельность и вовлечение детей в процесс развития. Далее переходим к непосредственному знакомству с сюжетом сказки, которая исходя из возрастных особенностей детей, должна сопровождаться обилием демонстрационных наглядностей. Начиная с картинок, заканчивает куклами, театрами пальчиковыми и т.п. После рассказа сказки переходим к самому интересному это работа над главными героями и объектами сказки. Хорошо в этом помогают игры типа «Угадай кто я?» «Кому это принадлежит?» «Что пропало?» После переходим к анализу структуры сказки. В этом поможет нам система работы по эпизодам с помощью условного паровозика. В комплект технологии входят все демонстрационные материалы по работе с эпизодами. Дальше проводится процедура кодирования объектов сказки для перехода к визуально-пространственному моделированию. Само понятие моделирования для дошкольного возраста является сложным, поэтому выбран самый простой тип моделирования – это предметное моделирование. Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:
Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Моделирование активизирует дошкольника как участника педагогического процесса и помогает освоить кодирование и декодирование объектов в пространстве, что является признаком высокого уровня познавательного развития.
|