Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»
Учим Языки
Автор: Данжеева Наталья Александровна   
15.09.2020 13:39

«Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»«Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»

Н.А. ДАНЖЕЕВА, Учитель английского языка МБДОУ № 104 «Зорька» г.Улан–Удэ, Республика Бурятия,

1. Наше ДОУ реализует технологию Г.Н. Доля по раннему развитию средствами английского языка «K2L».

Технология состоит из 12 модулей, мы реализуем 5:

Я-ты-мир

Выразительные движения

Развивающие игры

Сенсорная математика

Грамматика в рассказах с элементами Визуально – пространственного моделирования.

Каждый модуль двухуровневый — Гусенички и Бабочки.

Всего 60 образовательных событий в модуле.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но помимо них Галина Николаевна предлагает нам использовать моделирование.

 

Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы.

Модель — это любой образ, используемый в качестве заместителя.

Модель определяется, как «средство отображения, воспроизведения той или части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений.

Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами.

Модель должна быть аналогична объекту, четко отражать основные выделяемые признаки; нести элемент обобщения; быть простой для восприятия, построения, использования; быть действенной. При выборе модели учитывают возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия модели.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственных представлений у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению дошкольниками основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:

  • выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.
  • повышать наблюдательность ребенка, дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.

«Грамматика в рассказах», это модуль руководствующийся специальным методическим комплексом «Зрительно-пространственное моделирование», который помогает развивать любовь детей к рассказу, знакомит с языком рассказа, развивает способности к анализу главных героев, сюжета и структуры.

Все дети младшего возраста любят слушать сказки. То, что мы читаем – интересно, но не всегда понятно для детей. Если вы рассказываете сказки достаточно часто, то постепенно понимание придет. А для ускорения развития аналитических навыков Г.Н. Доля предлагает модуль «Грамматика в рассказах». Пересказ это показатель степени понимания рассказа. Обучение пересказу является постепенным процессом, которому необходимо способствовать. Мы начинаем с подачи эмоционально-насыщенного рассказа, чтобы обеспечить очевидность сюжета рассказа и сконцентрировать внимание детей. Суть пересказа состоит в способности удерживать в уме его структуру; в сказках, события зачастую повторяются внутри этой структуры.

Тогда мы используем очень эффективный метод, именуемый зрительно-пространственное моделирование, для помощи детям младшего возраста в понимании содержания и последовательности событий в рассказе (действий), и в определении взаимоотношений между действующими лицами. В зрительном моделировании мы замещаем одну группу предметов (осязаемые геометрические формы) на другую группу предметов (реальные предметы), и помогаем детям создать мысленную связь между реальным предметом и геометрической формой. Это позволяет детям младшего возраста подержать в своих руках предметы и действующие лица, появляющиеся в данном рассказе – предметы, которые в действительности, являются воображаемыми и неосязаемыми.

Зрительно-пространственное моделирование это комплексный процесс, потому что дети используют пространственную последовательность для представления временной последовательности. Данная деятельность особенно полезна в развитии навыков абстрактного мышления. Она помогает детям анализировать основные события в рассказе. Создается зрительная модель рассказа, и затем эта модель используется в качестве помощи детям в запоминании и как можно более самостоятельном пересказе.

Мы даем детям практическую, ощутимую поддержку в развитии контроля своего внимания и мышления. Таким образом, мы обеспечиваем их специальными материалами – внешними посредниками, которые помогут детям младшего возраста в запоминании структуры рассказа. Они называются МЕДИАТОРАМИ.

Выбор и показ формы замещения помогает детям направлять и поддерживать свое собственное внимание. Перемещение замещаемых форм позволяет им восстанавливать наиболее важные события рассказа. Эти внешние посредники помогают детям сосредоточиться и запомнить важные признаки и ключевые события, вместо тех, которые просто бросаются в глаза. Это также помогает им организовать свое внимание и умственную деятельность.

Самой большой трудностью для детей младшего возраста является сохранение структуры рассказа в уме. Зрительная модель это план для пересказа истории. Когда ребенок знает структуру рассказа, он наделен правом в проявлении большей активности в его пересказе. Целью учителя вначале является содействие детям в восстановлении зрительных моделей, созданных учителем, а затем постепенно, в предоставлении им возможности создания своих собственных зрительных моделей и собственных рассказов.

Модуль показывает алгоритм работы со сказкой, приемы и методы концентрации внимания детей, приемы развития психических функций, которые можно дополнять на свое усмотрение.

В первый уровень входят 6 сказок: Три поросенка

Три козленка

Три медведя

Репка

Теремок

Колобок

К каждой сказке дана аннотация структуры образовательной ситуации, цели, задачи, оборудование, предполагаемые результаты, идеи для работы с родителями.

С помощью модуля «Sensory mathematics» ранее ребята хорошо усвоили цвета и геометрические фигуры, что помогает нам в работе с визуально – пространственным моделированием, так как модуль «Visual-spatial» предполагает знакомство с предлогами и обстоятельствами места, направления, кодирование реальных объектов условными, абстрактными.

После мы перешли к модулю «Story grammar», в технологии широко используются средства притягивания и удержания внимания детей, так называемые attractors. К этим средствам нужно подойти очень внимательно, так как эти средства помогают вам развивать регулятивные способности ребенка, помогают установить незримые правила в группе, что поможет удерживать дисциплину, настраивать детей на активную деятельность и вовлечение детей в процесс развития.

Далее переходим к непосредственному знакомству с сюжетом сказки, которая исходя из возрастных особенностей детей, должна сопровождаться обилием демонстрационных наглядностей. Начиная с картинок, заканчивает куклами, театрами пальчиковыми и т.п.

После рассказа сказки переходим к самому интересному это работа над главными героями и объектами сказки. Хорошо в этом помогают игры типа «Угадай кто я?»

«Кому это принадлежит?»

«Что пропало?»

После переходим к анализу структуры сказки. В этом поможет нам система работы по эпизодам с помощью условного паровозика.

В комплект технологии входят все демонстрационные материалы по работе с эпизодами. Дальше проводится процедура кодирования объектов сказки для перехода к визуально-пространственному моделированию.

Само понятие моделирования для дошкольного возраста является сложным, поэтому выбран самый простой тип моделирования – это предметное моделирование.

Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:

  • выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.
  • повышать наблюдательность ребенка, дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Моделирование активизирует дошкольника как участника педагогического процесса и помогает освоить кодирование и декодирование объектов в пространстве, что является признаком высокого уровня познавательного развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год