Из опыта организации работы с родителями дошкольников, изучающих английский язык |
Учим Языки | |||
Автор: Ястребова Лариса Николаевна | |||
02.05.2020 11:15 | |||
Из опыта организации работы с родителями дошкольников, изучающих английский язык Часто педагоги, в том числе и педагоги дополнительного образования, говорят: «Самое трудное в работе с детьми – это работа с их родителями». Следовательно, успешность либо неудача педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога. Свою миссию я вижу в «создании условий для консультативной поддержки родителей по вопросам образования, для более активного их участия в образовательном процессе» (ФГОС). В 2019 году прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им психолого-педагогической, методической и консультативной помощи» (ТОИПКРО, г. Томск). Уверена, коллеги согласятся, что все методики для обучения иностранному языку детей дошкольного возраста, нацеленные на результат (В. Н. Мещерякова, Helen Doron, Kindermusik и т.д.), всегда подразумевают СОТРУДНИЧЕСТВО с родителями. Таким образом, мне как педагогу дополнительного образования (английский язык) необходимо осуществлять новые формы взаимодействия с родителями, отражающие современные требования ФГОС.
Во многих ДОУ к обучению иностранному языку приступают с пятилетнего возраста и это не случайно – в педагогической литературе существует понятие «готовности» к изучению иностранного языка, когда рече-произносительная база родной речи полностью сформирована. Учитывая тот нюанс, что с каждым годом таких «готовых» детей становится все больше и больше, программы дополнительного образования в ДОУ постоянно претерпевают изменения, в частности при определении «возрастного порога» – старта изучения иностранного языка. С 2016 году занятия по английскому языку в нашем образовательном учреждении начинаются со средних групп (с 4 лет). Родители моих воспитанников поддерживают идею более раннего обучения иностранному языку, осознавая тот факт, что его изучение способствует развитию интеллектуальных качеств и речевой инициативы ребенка. Они считают, что занятия английского языка не утомляют детей, напротив, дети с нетерпением ждут их. По отзывам многих родителей, дети четырех-шести лет продолжают языковые игры дома со своими игрушками, что говорит о большом интересе к новому для них языку. И воспитатели, и родители отмечают не только образовательную и развивающую ценность иноязычного обучения, но и его действенную воспитательную направленность: в игре, в сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, связанная с гуманистическими устремлениями – помогать слабым, спасать попавших в беду. На занятиях по иностранному языку дети усваивают и элементы этикета, культуры общения. Для того чтобы родители стали мне помощниками в деле обучения их детей английскому языку, я провожу с ними определенную работу. На родительских собраниях и в личных встречах рассказываю, чем и как мы занимаемся на занятиях, что изучаем, что дети могут и знают, убеждаю, что детей обязательно надо расспрашивать о прошедшем занятии – об играх, о приходивших в гости героях и т.д., даю советы о том, как развивать у детей внимание, память, фантазию, что помогает сохранить их интерес к иностранному языку. Веду в каждой группе «Английский уголок для родителей», из которого они узнают пройденные слова и выражения по теме. Мною разработаны консультации по темам: «Раннее изучение иностранного языка», «Музыка на занятиях по английскому языку», «Особенности работы с детьми дошкольного возраста», «Как проходят наши занятия», «Языковая подготовка к школе» и др. На сайте ДОУ специально для консультативных целей была создана рубрика «Путешествуем с английским», где в вопрос-ответной форме разъясняю проблемные моменты в области изучения иностранного языка, например, зачем дошкольнику учить иностранный язык, почему именно английский язык так популярен в мире, где его можно «увидеть» в русском языке, не повредит ли он становлению родной речи, что делать, если … (есть «проблема логопеда», ребёнок не хочет заниматься английским и т.д.). Организую показ занятий для родителей, праздники на иностранном языке, также оформила специальный «Журнал отзывов и предложений». Рекомендую родителям собирать материалы об англоязычных странах, детские книжки на английском языке и в доступной форме делиться информацией с детьми. Создала личный сайт (блог), где собрана вся полезная информация для родителей с возможностью скачивать видео- и аудиоматериалы для занятий дома, а также сценарии наших праздников с фото- и видеосъёмкой. Внешним мониторингом успешности освоения курса иностранного языка в детском саду является конкурсная деятельность воспитанников. С каждым годом число желающих принять участие как минимум в одной номинации английских конкурсов растет, придавая конкурсной деятельности наших воспитанников массовый характер. Родители также активно подключаются к работе, помогают педагогам подготовить номер ребенка, с нетерпением ждут результатов конкурсов, переживают и радуются, гордятся выступлением своих детей на Гала-концертах. Таким образом, моя работа с родителями не ограничивается только рамками консультативной помощи, а принимает разнообразные формы взаимодействия:
В заключении можно с уверенностью сказать, такая целенаправленная единая работа в саду и дома приносит успех и удовлетворение и детям и взрослым.
|