Образовательная деятельность при обучении дошкольников татарскому языку |
Учим Языки | |||
Автор: Мухаметзянова Гульнара Фаритовна | |||
03.10.2016 14:06 | |||
Образовательная деятельность при обучении дошкольников татарскому языку Автор: Мухаметзянова Гульнара Фаритовна воспитатель по обучению детей татарскому языку I квалификационной категории МБДОУ №32 «Сказка» Г.Зеленодольска РТ Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Каждый народ остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, особый климат человеческих отношений. «Человек, не владеющий вторым или третьим языком, остаётся духовно ущемлённым, замкнутым только в одной культуре. Языки нужно изучать для того, чтобы почерпнуть знания, а также общаться с представителями различных национальностей». Н.К. Крупская
Главной задачей начального периода преподавания татарского языка в детском саду является выработка навыков устной речи. Это:
Дошкольный возраст – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. В своей работе с детьми, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, я знакомлю детей с историей родного края. В конспектах образовательной деятельности ставятся такие задачи:
Все темы образовательной деятельности пронизаны одной общей целью – воспитание детей в духе интернационализма, уважения к истории, культуре и искусству других народов. Большое внимание уделяется фольклорному творчеству татарского народа. Фольклорный материал помогает детям ещё больше узнать о быте, творчестве, характере татарского народа. При изучении языка важно повторяемость незнакомых слов, фраз и игр. Для развития навыков правильной артикуляции, построения простых словосочетаний и предложений полезны чтение и проговаривание считалок, скороговорок, загадок. А также особое место имеют яркие образцы художественных произведений классиков татарской литературы Г.Тукая, М.Джалиля, а также талантливых современных татарских поэтов, таких, как Ш.Галеева, Р.Миннуллина и др. В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста толерантности я использую татарский фольклор и детскую национальную литературу. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В этих группах не ставлю целью запоминание национальной принадлежности того или иного фольклорного материала. Просто говорю детям, что это татарская потешка, а это – русская народная. В старших группах рассказываю о том, что наша страна многонациональная, в ней живут русские, татары, узбеки, украинцы и др. И у каждого есть свои сказки, пословицы, потешки: у русских – русские, у татар– татарские. Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и уважение младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему. Часто герои татарских народных сказок «оживают» и предстают перед детьми: это Шүрәле, Батыр, Су анасы, Мырау. Дети начинают общаться с ними, между ними создаётся диалог. А диалог является одним из механизмов становления и существования толерантного сознания дошкольника. Используя пиктограммы и схемы в образовательной и игровой деятельности по изучению татарского языка дети составляют небольшие рассказы про природу, времена года. Это не только активизирует разговорную речь детей, обогащает их словарный запас, но и воспитывает бережное отношение к родной природе и умение видеть красоту вокруг себя. Дети проявляют большой интерес к произведениям народного искусства; этот интерес обусловлен с одной стороны доступностью данных произведений детскому восприятию, с другой стороны – определенным сходством с творчеством самих детей. Приобщая детей к художественным традициям татарского народа, в детях проявляется уважение к национальному искусству, любовь к народу, создавшему художественные ценности. В образовательной деятельности создаются условия для овладения детьми татарским языком, приобщения детей к культуре татарского народа и других национальностей, формируются такие нравственные ценности как уважение к иной культуре, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие. Только ежедневные занятия помогут детям постичь богатства татарского языка. Русско-татарское двуязычие, владение вторым языком даёт возможность со стороны взглянуть на родной язык, который является фундаментом овладения знаниями. С принятием Конституции РТ (1992), закона «О языках народов РТ» (1992), «Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ» (1994), определивших татарский и русский языки как государственные, сформированы правовые основы для создания целостной системы обучения татарскому языку в условиях новой языковой ситуации. Пункт второй ст. 10 гласит «Татарский и русский языки как государственные языки РТ изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и специальных учебных заведениях в равных объёмах». Все занятия проводятся по «ПРОГРАММЕ обучение детей татарскому языку в детском саду» — Казань, 2004 год; В своей работе использую методические пособия:
ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
|