для детей подготовительной к школе группы Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей; 2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение; 3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре. Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег. Материал: современные куклы из сюжетно-ролевого уголка; кукла-мотанка, три круга разных диаметров из ткани (желательно ситец), треугольный ситец (платок), прямоугольник белого ситца, нитки №10 (белого цвета), вата, ножницы (можно только для воспитателя).
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.) В нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Вика, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты, Катя, как назвала свою куклу? (Ответ.) Дима, а как бы ты назвал вот этого пупса? (Ответ.) Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку. Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения. Игровое упражнение «Это мы можем» Дети повторяют движения учителя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу». Кто, скажите, сможет, дети, Повторить движенья эти? Руки вверх я подниму. Это тоже я могу. Вправо-влево разведу, Это тоже я могу. И, как птица полечу. Это тоже я могу. Головою поверчу. Это тоже я могу. А потом присяду, встану. Это тоже я могу. И нисколько не устану. Это тоже я могу. Я попрыгаю немного. Это тоже я могу. И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу. Если надо, побегу. Это тоже я могу. Все на свете я смогу! Воспитатель: Молодцы! Савелий, а про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно. А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю. Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка – удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Маша, а кто такие предки? Маша: это наши бабушки и дедушки. Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика. Дети: Безлика. Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть. А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.) Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы. Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы. Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встали и выйдите из-за стола. Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять» Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (Потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка) Вот и стали мы сильней, (Показать «силу») Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу). Воспитатель: Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу. Берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и замотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы. Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой. И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы. Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц. А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова. Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали? Дети: Кукла-мотанка. Воспитатель: А что вы будете с ней делать? Ответы детей. Воспитатель: А я свою куклу подарю нашей кукле Маше. Ей скучно сидеть одной на диване. А сейчас у нее есть подруга. Теперь и вы можете играть со своими куклами. Дети развивают свою игру в центре сюжетно-ролевой игры.
|