Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Трудовое воспитание в детском саду.
Труд
Автор: Болдырева О. В.,, Ермолаева М.В.,, Шедова Н.С.   
25.04.2021 18:51

Трудовое воспитание в детском саду.Трудовое воспитание в детском саду.

  • Болдырева О. В., воспитатель,
  • Ермолаева М.В., воспитатель,
  • Шедова Н.С., воспитатель

МБДОУ № 120 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово

Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания в детском саду. Все мы знаем, что трудовое воспитание дошкольников — средство, с помощью которого формируются основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности, у детей развиваются нравственные качества, умственные и физические способности. И поэтому, наряду с учебным процессом и игрой в детском саду особое внимание уделяется трудовому воспитанию.

 

Самообслуживание направлено на уход за собой — умывание, одевание, раздевание, подготовка рабочего места, наведение порядка в игровом уголке. Воспитательное значение этого вида деятельности заключено прежде всего в жизненной необходимости. В период младшего дошкольного возраста пальчики малышей еще недостаточно послушны, пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий, способность к волевым действиям только начинается, поэтому воспитатели и родители должны сохранять спокойствие, терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит ребенку научиться выполнять нужные трудовые действия. Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдением единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формировать у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты.

Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые трудовые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

младшие дошкольники способны полоскать белье, делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег со скамейки во дворе;

  1. Дети среднего дошкольного возраста начинают выполнять обязанности дежурного, могут самостоятельно мочить и отжимать ветошь для ухода за игрушками, могут постирать одежду кукол, полностью сервировать стол для принятия пищи, могут протереть полки, подмести в саду дорожки;
  2. Дошкольники самостоятельно справляются с дежурствами (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятию), могут сами помыть резиновые предметы безопасным мылом, способны постирать вещи небольших размеров, очень хорошо справляются с уборкой территории на участке.

Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книги, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей, направлен на поддержку порядка и чистоты. Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвала выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку. Тогда у детей появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных цели.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитанию бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствование движений, повышение выносливости, развитие способности к физическому усилию.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

  1. Различные виды цветной бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки; природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора и т. п;
  2. Бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки и т.п.

Такая трудовая деятельность дошкольников направлена на развития у них творчества и воображения, фантазий и конструктивных способностей. Дети расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами и их свойствами. У них развивается мелкая моторика рук, в процессе работы над небольшими деталями поделок.

Еще один аспект – развитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь поделки должны выглядеть красиво и аккуратно. Основные формы трудовой деятельности.

Трудовое поручение – наиболее простая форма организации труда детей, это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива. Особое воспитательное значение они имеют на младшей ступени дошкольного возраста. Детей просят выполнить просьбу взрослых – сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыбок, накрыть на стол, убрать посуду и т.п.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представление о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.

В детском саду традиционные дежурства – по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятию. Дежурство постепенно усложняется по содержанию труда, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старших и подготовительных группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в различных видах дежурств, в выполнение различных поручений. Воспитатель уже ставит более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительное отношение детей между собой: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

При организации детского труда необходимо учитывать объем, сложность, физическую нагрузку и гигиенические условия труда. Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье детей. В любом случае занятия должны проходить в помещениях с освещением, соответствующим действующим нормам. Воспитателю необходимо контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развилось нарушение осанки. До и после каждого занятия должно проводиться проветривание помещения без присутствия детей. Необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу в окружении детей. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

Воспитание трудом должно иметь системный характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в детском саду должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в домашних условиях. На родительских собраниях необходимо знакомить родителей с воспитательной программой детского сада. Воспитатель должен консультировать родителей по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо напоминать родителям, что детский сад закладывает основы успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устанавливать демонстрации поделок, рисунков воспитанников. Можно устроить фото выставку, где предоставить наглядно, как работают дети. Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей.

Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольники лишь осваивают азы, у них может что-то не получаться, они могут бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения ребенку, а приучал его стараться при выполнении работы и получать удовольствие от результатов своего труда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год