Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
Труд
Автор: Ловцова Наталья Васильевна   
29.10.2020 19:27

Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»

Ловцова Н.В., старший воспитатель

По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые.

Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.

 

Уточните знания детей о труде взрослых.

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т.И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников:

  • расширить представление детей о профессиях;
  • сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения
  • в жизни общества; мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности; развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях

Создайте условия.

Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых. Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого — педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно — пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:

  1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
  2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
  3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
  4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
  5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям

Используйте разнообразные методы и приемы.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

  • наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
  • практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
  • игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. Знания дошкольники усваивают в образной форме. Разучите с ними пословицы и поговорки о труде, орудиях труда, побуждайте использовать в речи название профессий, проведите работу по расширению словарного запаса, научите составлять писательные рассказы о профессиях.

Не забудьте использовать в работе литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затронут эмоции детей. Дошкольники лучше познают окружающий мир в процессе деятельности. Они заинтересуются трудом взрослым, только если сами смогут принять в нем посильное участие. Почувствовав радость от процесса и результата труда, воспитанники охотнее будут выполнять свои небольшие обязанности в детском саду и семье. Удовлетворить эту потребность помогут экскурсии, в процессе которых дети имеют возможность увидеть сам процесс труда и его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых, непосредственно соприкоснуться с трудом. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу.

Важное направление – знакомство с трудом работников детского сада. В отличие от экскурсий за пределы ДОО воспитатель может организовать наблюдение за трудом медсестры, повара, дворника в пределах детского сада неоднократно. Это сформирует у дошкольников представления о трудовой деятельности, позволит им непосредственно принять участие в трудовом процессе.

В качестве итоговых мероприятий организуйте тематический досуг «Творческие профессии», оформите презентацию «Проект профессии», плакаты, создайте видеоролик. Можно организовать выставку (в т. ч. виртуальную) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий, провести фестиваль чтецов «Профессии». Подобные методы сделают дошкольников более раскрепощенными в общении, самостоятельными в деятельности.

Организуйте сотрудничество с семьями детей.

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще. Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка. Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям. Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.

Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.

Четыре направления взаимодействия с родителями:

  1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;
  2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;
  3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;
  4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье

Подводите итоги и оценивайте результаты работы.

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу. Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая редметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год