Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями» |
Труд | |||
Автор: Немцова Марина Николаевна | |||
25.02.2019 20:49 | |||
Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями» Почему я выбрала эту тему? Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так появляются династии. Беседы о профессиях, часто сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющие ребенка логически мыслить, развивать речь, активизировать память и внимание. Воспитывать профессиональные качества в детях нужно с детских лет. Тип проекта: социально-личностное развитие.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников. Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя). Цель: расширять представления детей о людях разных профессий. Задачи:
Проблема. Беседуя с детьми о том, какие они знают профессии, многие путались в названиях профессий, тем самым показывая недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда. Дошкольники знают только традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений. Решение проблемы: реализация проекта о разнообразии профессий. Актуальность работы. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессий очень много — тысячи. Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Мы считаем актуальным на сегодняшний день расширить представления детей о разнообразии профессий и их инструментах. В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание формирование самых элементарных представлений о профессиях, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Предполагаемый результат. В результате проведенной работы предполагается, что:
Этапы работы. Подготовительный:
Основной:
Заключительный этап:
КОНСПЕКТ Тема: "Путешествие в солнечный город — город профессий" Составитель: воспитатель Воронова Марина Николаевна. Задачи и цели:
Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа» К. И. Чуковский «Айболит» Н. Носов «Незнайка в солнечном городе». 2. Экскурсия в библиотеку. 3. В музей природы. 4. Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Профессии». 5. Рисование на тему «Все профессии нужны, все профессии важны». 6. Создание фотоальбома «Профессии наших родителей». 7. Выставка рисунков «Кем я стану». 8. Выставка вышивок «Профессии наших родителей». 9. Оформление уголка «Профессии». 10. Просмотр мультфильмов по данной теме. Воспитатель: - Ребята, я хотела бы предложить нам сегодня, совершить увлекательное и познавательное путешествие в удивительный Солнечный город, «город профессий». Профессии бывают разные – Все они очень важные: Дети: стихи Д. Родари У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной Идешь мастерской- Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик Оконной замазкой. Куртка шофера Пахнет бензином Блузка рабочего- Маслом машинным. Пахнет кондитер Орехом мускатным. Доктор в халате- Лекарством приятным. Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только бездельник Не пахнет никак! Воспитатель: Все профессии важны, для нашего города все нужны. И вот поэтому, мы с вами отправляемся в путешествие - А поможет нам в нашем путешествии очень интересный и умный собеседник, литературный герой сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». А кто он, догадайтесь, послушав мою загадку! «У этого персонажа книги лежат и на столе, и под столом, и даже на кровати. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора». Догадались, о каком герое идет речь? Дети: - Знайка. Входит Знайка. Знайка: - Здравствуйте, ребята! Узнали меня, я пришел к вам из Солнечного города, я очень люблю читать разные книжки, из книг я узнаю много нового, они всегда рядом со мной, поэтому меня все зовут — Знайкой. Сегодня мне очень хочется пригласить в свой любимый Солнечный город, познакомиться с моими друзьями и их профессиями. Воспитатель: - Ребята, принимаем Знайкино приглашение? Дети: (Ответы детей). Знайка: - Ну вот и хорошо, путешествие начинается! (Звучит музыка). Раз, два, три, повернись, в Солнечном городе очутись! Знайка: - Вот мы и на месте, посмотрите вокруг, как красиво! Вам нравится? (Ответы детей). Знайка: - Для начала ребята, я хотел бы пригласить вас в свое самое любимое место, туда, где я люблю бывать чаще всего! А про это отгадайте загадку (Загадка про библиотеку). Снаружи смотришь, дом как дом Но нет жильцов обычных в нем В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины И Черномор И царь Гвидон И добрый дед Мазай, как называют этот дом Попробуй отгадай? Дети: - Это библиотека – дом, где живут книги. Знайка: - Ребята, а вы знаете, кто работает в библиотеке и чем он занимается? Дети: - Библиотекарь оказывает помощь в выборе книг, журналов. Все книги стоят на полках и стеллажах, на каждого читателя заполняется читательский билет, куда записываются все книжки, которые люди выбирают домой для чтения. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем профессия библиотекаря так важна для нас? Дети: - Эта профессия помогает всем нам узнавать из разных книг, энциклопедий и журналов много всего интересного, например, какие бывают разные страны, города, люди, животные. А Вы знаете, уважаемый Знайка, у нас в группе есть тоже небольшая библиотека, в которой тоже есть очень много книг и журналов, ребята с удовольствием любят там играть! Знайка: - Молодцы ребята, Помните всегда, что книги – это наши друзья, берегите их! А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть к моему другу и познакомить вас, у него очень интересная профессия. Воспитатель: (Обращает внимание детей на дом художника). — Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Какой необычный домик! Как вы думаете, кто здесь живет! Дети: Художник. Знайка: - Это дом моего друга Тюбика. Он художник, он пишет красивые картины. Воспитатель: Ребята скажите, что использует художник в своей работе? Дети: - Кисти — для того, чтобы рисовать, мольберт-чтобы держать бумагу или холст, разные краски, палитру-чтобы смешивать краски. Воспитатель: - Ребята, художники очень талантливые и одаренные люди, своими роботами-картинами они приобщают нас к прекрасному, дают нам возможность увидеть красоту природы, и многое другое. Игра «Отгадай что это?» (Натюрморт, портрет, пейзаж). Воспитатель: Молодцы. А сейчас, мои юные друзья, я предлагаю вам превратиться в необычных художников и рисовать мы сейчас с вами будем не на бумаге, а в воздухе. А физминутку проведет для нас Катюшка Кильякова. Физминутка «В небе облако плывет» (выполнение движений под музыку со словами) В небе облако плывет, А внизу цветок растет, Справа дерево и речка, Слева домик и крылечко». Знайка: - Посмотрите, какой у нас с вами получился воздушный, легкий пейзаж, я думаю, что Тюбик обязательно изобразит его на бумаге. Знайка: Ребята здесь не подалеку, живут еще мои друзья Вы узнали, кто из моих друзей живет в этом необычном домике? На что похож этот домик? Как вы думаете, кто здесь живет? Дети: В этом домике живут Винтик и Шпунтик. Знайка: - Ребята, а вы знаете, какая профессия у моих друзей, кем они работают? Дети: - Эта профессия называется автослесарь, они работают автослесарями. Воспитатель: - Расскажите ребята, чем занимается автослесарь? Дети: - Автослесарь ремонтирует машины, вначале он внимательно осматривает все детали машины, находит неполадки, потом начинает ремонт, если надо, автослесарь еще и покрасит ее, и тогда машина снова как новая может выезжать в рейс и доставлять людей и грузы по месту назначения. Воспитатель: - Вы знаете, чем важна для людей эта профессия? Дети: - Если бы не было такой профессии, то все машины стояли бы сломанными, людям пришлось бы ходить пешком, они не смогли бы переносить тяжелые грузы. Безопасность (все отремонтировать там чтобы не случилось аварии) Знайка: - Ребята, у моих друзей всегда очень много работы, давайте им поможем. Выберите только те инструменты, которые понадобятся Винтику и Шпунтику для ремонта машин, а для этого отгадайте загадки: Сам деревянный Голова железная. (Молоток) Ручка короткая, а хвост длинный. (Отвертка) Железный жучек, Хвостик как червячок. (Сверло) Без головы, а в шляпе Одна нога и та без ноги. (Гвоздь) Инструмент кусается Как он называется. (Кусачки, клещи, плоскогубцы) Знайка: - Спасибо вам ребята, вы очень помогли моим друзьям! Я думаю, они будут очень довольны! А сейчас запомните самое главное – в каждом деле должен быть порядок, все вещи всегда должны лежать на своих местах. (разносится запах ванилина). Воспитатель: - Ой как вкусно пахнет! Откуда этот вкусный запах? Посмотрите у нас на пути еще один домик, чей он узнали, кто в нем живет? Дети: Да узнали, в этом домике живет Пончик. Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется профессия Пончика, кем он работает? Дети: Пончик работает кондитером. Знайка: - Кто такие кондитеры, вы знаете? Дети: Кондитеры пекут для людей разные сладости: торты, рулеты, кексы, пряники, печенья, пирожки, пирожные. Воспитатель: - Кондитеры делают нашу жизнь радостнее, веселее, Вспомните, ни один праздник не обходится без торта или пирожных, которые с любовью они готовят и мастерят для всех нас. Дорогие ребята (и вы, уважаемый Знайка, скажу вам по секрету, что в конце нашего увлекательного путешествия нас ждет сюрприз). А давайте мы сейчас споем частушки. В Пионерском мы живем Сушки, пряники жуем Мы частушек много знаем И для вас их пропоем. Хлеб не падает к нам с неба Появляется не вдруг Чтобы вырос колос хлеба Нужен труд десятков рук. Дождик, дождик поливай Будет славный урожай Будет белая пшеница Будет рожь и чечевица. Прянички печатные До того нарядные Мы не сразу их съедим Мы сначала поглядим. Масло я купил вчера С красною икрою Только есть без хлеба я Не могу такое. Мы пропели вам частушки Мы порадовали вас Напекли мы вам ватрушек Бубликов и калачей. Воспитатель: Вы обратили внимание, какие в этом городе необычные и красивые дома? Скажите, пожалуйста, Знайка, кто построил их? Знайка: - Я думаю вы ребята знаете, кто строит дома? (Ответы детей) А вам известно, что прежде чем построить здание, его необходимо сначала нарисовать на бумаге, а по-научному — спроектировать. Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, чем занимается архитектор? Архитектор строит дом, Дом многоэтажный. Строит дом карандашом На листе бумажном. Нужно все нарисовать, Вычислить, проверить, Все квартиры сосчитать, Лестницы и двери. Чтоб стоял он много лет И чтоб был в квартирах свет, Ванны, умывальники Для больших и маленьких. Ну, чтож, а сейчас я предлагаю всем детям выбрать себе домик и похозяйничать в нем (дети расходятся по домикам). Знайка: А вы юные архитекторы спроектируйте новый дом для будущих жителей, приступайте, вот вам материал для строительства (дети под музыку строят из конструктора дом). Воспитатель: Ну вот вроде везде порядок навели. Спасибо тебе, Знайка, что ты пригласил нас в этот солнечный город. Знайка: - Большое спасибо вам, вы все дружно, ловко потрудились. До свидания Воспитатель: Ну что, дети пора возвращаться в детский сад, раз, два, три повернись в детском саду очутись. Воспитатель: Ребята скажите, а мы с вами в каком городе живем? (Ответы детей) А вы знаете в нашем городе очень много предприятий, а какие мы сейчас с вами посмотрим, (Игра «Расскажи о своем городе»). Я называю вам предприятия, дети отвечают профессию на этом предприятии. Вот подошло к концу наше путешествие, и я хочу вам сказать «Каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни – профессию». Стук в дверь (повар детского сада). Воспитатель: Уважаемый повар мы очень рады видеть вас Повар: Я приготовила для вас очень вкусный сюрприз, за то что вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы (сладкий пирог). Воспитатель и дети: Огромное спасибо нашим поварам! МИР ПРОФЕССИЙ АРТИСТ. - Беседа с детьми о труде артиста. Игры: - Д/игра: «Назови музыкальный инструмент». - С-р игра: «Мир театра» Художественное творчество: Аппликация «Мой любимый артист» Художник: - Беседа с детьми о труде художника. БИБЛИОТЕКАРЬ. - Рассматривание иллюстраций «Библиотекарь» - Экскурсия в детскую библиотеку. - Рисование «В гостях у библиотекаря» - Ручной труд: «Сделай книгу» СПАСАТЕЛЬ. - Беседа с детьми «Как же им это удается?». - С-р игра: «МЧС спешит на помощь» - Рисование «Спасатели». ПОВАР. - Экскурсия на кухню д/сада. - Рисование «Укрась торт». ВРАЧ. - Беседа с детьми о труде врача с приглашением мед. сестры д/сада. - С-р игра: «Аптека»; «Игрушки у врача» - Д/игры: «О здоровом образе жизни» - Рисование «Добрый доктор» ПАРИКМАХЕР. - Беседа с детьми о профессии «парикмахер» - Д/игра: «Профессии»; «Подбери прическу» - Рисование, аппликация: «Красивая прическа» Консультация для родителей: умелому любая работа по плечу – трудовое воспитание с детства. Знакомить с профессиями взрослых Одним из путей духовного обогащения личности ребенка является ознакомление с трудом взрослых. Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда. Способность к трудовым усилиям дети проявляют очень рано. Понаблюдайте, как старательно малыши пытаются поставить кубик на кубик, чтобы построить дом, как увлеченно складывают детали конструктора и это вдохновение стоит развивать. Играя, дошкольники подражают трудовым действиям взрослых на доступном их возрасту уровне. Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться. Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к труду и желание делать полезное дело. Поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок перевоплощался в строителя, учителя, доктора, архитектора … И, пожалуй, наилучший тот врач, который еще в детстве заботливо лечил котенка, птенца или дерево. Открывая детям мир взрослых профессий, желательно формировать полноценные понятия о содержании, особенности, общественной значимости работы людей различных специальностей. Например, рассматривая тему «Мой детский сад», расскажите детям о профессии педагога, помощника воспитателя, повара, дворника, медсестры, прачки, отметьте: если кого-то из этих людей не будет, то и другие не смогут нормально выполнять свою работу, отметьте, что труд каждого человека тесно связан с работой других. А при изучении темы «Тихо осень ходит рощей» предоставьте детям сведения о профессии сельского хозяйства — животновода, овощевода, земледельца, садовника, водителя, тракториста, комбайнера. Когда изучается тема «В мире транспорта», дети узнают о профессии транспортников — автомобилистов, железнодорожников, авиаторов. При этом обращайте внимание на устойчивость, выносливость представителей этих профессий. Накануне Новогодних праздников (тема «Новый год шагает по планете»), рассказывайте малышам о профессии работников почты — почтальонов, операторов, сортировщиков, телефонистов, подчеркивая, сколько радости люди получают от принесенных вовремя писем и телеграмм. Тема «Золотые руки мастеров» знакомит с народными ремеслами — гончарство, вышивка, ткачество и соответствующие профессии. Дошкольники узнают, что народные ремесла чрезвычайно разнообразные, многогранные, и свидетельствуют о высокой духовной культуре народа, который изначально стремится к красоте. Народные ремесла — это часть истории народа, доля тех традиций, которые передавались из поколения в поколения, и к которым мы должны привлекать наших детей. Одним из таких примеров для воспитанников будет рассказ об одном из традиционных ремесел — гончарство. Дети узнают, что гончары изготовляют разнообразную посуду для хранения, приготовления и подачи пищи — горшки, миски, кувшины, бочонки, а также декоративную посуду, детские игрушки, кирпичи, дымоходные трубы, скульптуру. Детей, конечно, повезти на гончарное производство сложно, а вот рассказать, показать характерные изделия и их изображения может каждый взрослый. При этом обращая внимание девочек и мальчиков на высокий профессионализм мастеров, на особенности формы изделий, цветовой гаммы, элементов и композиций узора. Советуем родителям поддержать усилия педагогов и обсуждать дома с ребенком то, о чем он узнает в детсаду. А при случае показывать ему труд взрослых (в магазине, поликлинике, парикмахерских и т.д.).
|