РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА |
Труд | |||
Автор: Лупина Марина Васильевна | |||
29.05.2018 04:28 | |||
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА Лупина Марина Васильевна Г. Нижний Новгород МБДОУ «Детский сад №257» Уже в дошкольные годы у ребенка начинают формироваться важные нравственные чувства и представления, некоторые нравственные способы поведения, которые выражаются и проявляются в трудолюбии, правдивости, уважении к старшим, доброжелательности, доброте ко всему живому. Дошкольный возраст очень восприимчив, как к хорошему, так и к плохому. Все зависит от окружающей среды. У любящих родителей ребенок скорее набирает опыта любви и кротости. [5, с. 213]. Действительно, уже с раннего возраста через семейную практику общения, через семейные ценности у ребенка вырабатываются поведенческие привычки, взгляды, которые в будущем становятся компонентами его характера. Первые нравственные ценности, ценностные качества ребенка формируются в процессе воспитания в семье. Потому именно от них будет зависеть, какими глазами будет видеть мир, какими категориями будет мыслить ребенок [6, с. 111]. Одной из базовых ценностей, которые подлежат формированию в первые годы жизни ребенка является трудолюбие [8, с. 213]. С древних времен трудолюбие считалась одной из важнейших личностных ценностей. И это естественно, поскольку труд всегда выступает как важный фактор жизнедеятельности людей, источник материального и духовного богатства общества.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы относительно определения понятия «трудолюбие»:
Мы поддерживаем подход, в соответствии с которым трудолюбие определяется как личностное качество, которое заключается в позитивном отношении человека к процессу трудовой деятельности и выражается в активности, инициативности, ответственности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Известный педагог В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком» [10, с. 579]. В настоящее время трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [11]. Все эти задачи социально-коммуникативного развития детей могут быть решены в процессе трудового воспитания. В современной дошкольной педагогике трудовое воспитание дошкольников рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитания нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых [3, с. 62]. По утверждению Н. Лосевой, воспитание трудолюбия как личностного качества начинается в дошкольном возрасте и требует создания соответствующих педагогических условий в семье.
Поэтому важно активно привлекать их к этой работе, проводить с ними беседы, консультации, привлекать к участию в образовательном процессе, в дни добрых дел», давать конкретные рекомендации относительно приемов трудового воспитания дома, какие трудовые поручения следует давать конкретным детям, как правильно оценить результаты детского труда, поддержать в случае неудачного выполнения поручение и тому подобное. Для выполнения трудовых обязанностей дома под руководством родителей можно предложить посильные для ребенка поручения, в частности:
Когда дети осознают свои обязанности и приобретают практический опыт, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях, готовность работать. Наблюдая, как работают родители, дети с радостью вместе с ними будут убирать дома, стирать, будут готовить, будут работать в саду и на огороде. Для того, чтобы дети любили труд, чтобы он постепенно стал для них потребностью, необходимы крепкие трудовые навыки, которые формируются лишь в результате повседневного применения. Если приобретенные навыки станут постоянными, а обязанности осознанными, то их систематическое выполнение перерастет в привычку. В этот период лучше приучать детей к самообслуживанию [1, с. 247]. Следовательно, семья как институт трудового воспитания занимает важное место. Первоочередным в процессе воспитания является поощрение ребенка к труду, которое должно начинаться в дошкольные годы. Трудовое участие детей в семье необходимо сначала связывать с игрой, постепенно приучая ребенка к труду и ответственности за свои поступки. Список литературы
|