Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Труд
Автор: Лупина Марина Васильевна   
29.05.2018 04:28

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКАРОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Лупина Марина Васильевна Г. Нижний Новгород МБДОУ «Детский сад №257»

Уже в дошкольные годы у ребенка начинают формироваться важные нравственные чувства и представления, некоторые нравственные способы поведения, которые выражаются и проявляются в трудолюбии, правдивости, уважении к старшим, доброжелательности, доброте ко всему живому.

Дошкольный возраст очень восприимчив, как к хорошему, так и к плохому. Все зависит от окружающей среды. У любящих родителей ребенок скорее набирает опыта любви и кротости. [5, с. 213]. Действительно, уже с раннего возраста через семейную практику общения, через семейные ценности у ребенка вырабатываются поведенческие привычки, взгляды, которые в будущем становятся компонентами его характера.

Первые нравственные ценности, ценностные качества ребенка формируются в процессе воспитания в семье. Потому именно от них будет зависеть, какими глазами будет видеть мир, какими категориями будет мыслить ребенок [6, с. 111].

Одной из базовых ценностей, которые подлежат формированию в первые годы жизни ребенка является трудолюбие [8, с. 213].

С древних времен трудолюбие считалась одной из важнейших личностных ценностей. И это естественно, поскольку труд всегда выступает как важный фактор жизнедеятельности людей, источник материального и духовного богатства общества.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы относительно определения понятия «трудолюбие»:

  • трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения (А. Ахматов, М.Семыкин и др.);
  • трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство (Г. Смирнов, В.Турченко, В Абилов и др.);
  • трудолюбие как личностное качество (Д. Сергеева, П.Чернецов и др.) [4, с. 12].

Мы поддерживаем подход, в соответствии с которым трудолюбие определяется как личностное качество, которое заключается в позитивном отношении человека к процессу трудовой деятельности и выражается в активности, инициативности, ответственности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Известный педагог В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком» [10, с. 579].

В настоящее время трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.

Согласно ФГОС ДО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [11]. Все эти задачи социально-коммуникативного развития детей могут быть решены в процессе трудового воспитания.

В современной дошкольной педагогике трудовое воспитание дошкольников рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитания нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых [3, с. 62].

По утверждению Н. Лосевой, воспитание трудолюбия как личностного качества начинается в дошкольном возрасте и требует создания соответствующих педагогических условий в семье.

  • Эмоционально-позитивная атмосфера в детской группе. Дети должны видеть, что родители работают с удовольствием, не жалуются на трудности, радуются позитивному результату. Позитивную атмосферу создают и обсуждения результатов труда.
  • Согласование влияний детского сада и семьи при организации процесса трудового воспитания детей. Реализация этого условия обеспечивается целеустремленной работой воспитателя с родителями по таким направлениям: ознакомление родителей с заданиями, содержанием и методами трудового воспитания детей в детском садике; предоставление воспитателем помощи в организации трудового воспитания в условиях семьи (помочь определить содержание труда ребенка в семье, ознакомить родителей с методами и приемами руководства трудом детей, изучать особенности взаимоотношений в семье и раскрывать родителям их влияние на формирование трудолюбия); изучение, обобщение и распространение передового опыта семейного трудового воспитания; привлечение родителей к трудовой деятельности в детском саду [7, с. 124]. Конечно, воспитать самостоятельного, организованного и трудолюбивого ребенка невозможно лишь в стенах детского сада. Ведь личный пример и участие родителей в трудовом воспитании детей имеет огромное значение [9, с. 520].

Поэтому важно активно привлекать их к этой работе, проводить с ними беседы, консультации, привлекать к участию в образовательном процессе, в дни добрых дел», давать конкретные рекомендации относительно приемов трудового воспитания дома, какие трудовые поручения следует давать конкретным детям, как правильно оценить результаты детского труда, поддержать в случае неудачного выполнения поручение и тому подобное.

Для выполнения трудовых обязанностей дома под руководством родителей можно предложить посильные для ребенка поручения, в частности:

  • поддерживать порядок в своем игровом уголке
  • поливать комнатные растения
  • если семья держит огород, цветник, выделить для ребенка грядку, где он сможет посеять огородные культуры
  • помогать маме в домашней работе — подмести пол, вытереть пыль, убрать посуду со стола
  • мыть чайную посуду, вытирать ее и аккуратно ставить на место [2, с. 175].

Когда дети осознают свои обязанности и приобретают практический опыт, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях, готовность работать. Наблюдая, как работают родители, дети с радостью вместе с ними будут убирать дома, стирать, будут готовить, будут работать в саду и на огороде.

Для того, чтобы дети любили труд, чтобы он постепенно стал для них потребностью, необходимы крепкие трудовые навыки, которые формируются лишь в результате повседневного применения. Если приобретенные навыки станут постоянными, а обязанности осознанными, то их систематическое выполнение перерастет в привычку. В этот период лучше приучать детей к самообслуживанию [1, с. 247].

Следовательно, семья как институт трудового воспитания занимает важное место. Первоочередным в процессе воспитания является поощрение ребенка к труду, которое должно начинаться в дошкольные годы. Трудовое участие детей в семье необходимо сначала связывать с игрой, постепенно приучая ребенка к труду и ответственности за свои поступки.

Список литературы

  1. Абрамовских, Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. №S17.
  2. Бобер, В. С. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников //Ответственный редактор. – 2015. – С. 171-181.
  3. Бурак, А. О., Пустовойтова М. В., Ядвиршис Л. А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации //Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2015. – №. 10. – С. 61-65.
  4. Жиенбаева, С. Н. Педагогическая модель воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2015. – Т. 3. – №. 4. – С. 11-13.
  5. Золотухина, И. Д. Трудовое воспитание дошкольников //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №. 1. – С. 213-214.
  6. Корона, Ю. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2015. – С. 109-113.
  7. Кочисов, В. К., Гогицаева О. У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21).
  8. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Организация преемственности трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и в дошкольной образовательной организации //ББК 74. 202. 4Я71. – 2016. – С. 210-216.
  9. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 519–523.
  10. Москвина, А. С. Трудовая деятельность с малых лет //Гуманитарное пространство. – 2013. – Т. 2. – №. 4. – С. 575-582.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год