Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
Когда на свет ребенок появился – Событие, но здесь важней всего, Что человек, конечно не родился, А родилась надежда на него. Когда он уступал дорогу старшим, Поддерживал больных и стариков, Он находился все еще на марше – До человека было далеко.
Скачать конспект Когда влетел в квартиру, как на крыльях, Неся с собой из школы аттестат, Им сделаны какие-то усилия, Но человеком он еще не стал. И лишь когда с упорством и терпеньем Себя к труду привяжет он навек, Его поздравить можно с днем рожденья, Родился настоящий человек. «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В.А. Сухомлинский. В наше время проблема социально-личного развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром – стало особо актуальной, поскольку основные структуры личности закладываются именно в детском саду. Важное место среди направлений, реализуемые образовательными программами в детском саду отводится именно социально-личностному развитию дошкольника. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа, начиная с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Процесс развития происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с социальным окружением. Необходимо, чтобы с самого начала такая активность приобретала выраженный социальный характер. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Сегодня мы поговорим о социально-личностном развитии дошкольника через трудовую деятельность в детском саду. Во-первых, нужно сказать, что на достижение цели формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста решает следующие задачи: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Эффективными формами работы являются: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса. Мы, воспитатели, организуем трудовую деятельность детей в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. При этом мы помним, что при организации труда надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи мы ставим перед собой, включая детей в труд. Для организации детского труда в детском саду необходимо оформить развивающую среду. Так с целью создания условий в группе для воспитания детей положительного отношения к труду формирования и совершенствования трудовых навыков, а также овладение умением выполнять трудовые поручения аккуратно и ответственно. В нашем детском саду был организован смотр-конкурс на «Лучший уголок дежурных в группе». Подготовка и проведение данного смотра конкурса предусматривал несколько этапов. Были определенны цели и задачи конкурса, приобщение к активному участию родителей. Были разработаны критерии по которым оценивали уголки дежурных. (эстетичность, доступность для детей). Воспитатели к установленному сроку проводили презентацию уголков. Проведение данного конкурса способствовал созданию условий для организации детского труда, повысил интерес наших воспитанников к выполнению трудовых поручений имеющих значимость для детского коллектива. Мы осуществляем широкую программу трудового воспитания. Для этого формируем знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение общественно полезного продукта). Формируем необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств дошкольников. Объединяясь в труде со сверстниками, ребята нашей группы приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Организуя трудовую деятельность, мы помним, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда. В нашем детском саду дети выполняют различные виды труда. Самообслуживание Умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, складывание одежды. В самообслуживание мы ставим перед ребенком конкретную цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Хозяйственно-бытовой труд осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников. Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда. Ребенок, контактируя с воспитателем учиться выполнять определенные действия, затем ряд операций. Таким образом, в процессе хозяйственно-бытового труда, решаются задачи развития не только трудовой деятельности, но и воспитания личности дошкольника. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Труд детей в природе связан с расширением кругозора детей, получении доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, орудиях труда. На основе собственного опыта дошкольник наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают, что вода источник питания, ребята начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений. Труд в природе включает в себя уход за растениями, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка. Ручной и художественный труд Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу: можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно: пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой. Корой и др., - дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать. Для создания положительного отношения и привычки к труду, важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. В нашем детском саду имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Мы практикуем наблюдения организованные посещения кухни, прачки, бухгалтерии и т.д. где дети наблюдают за приготовлением пищи, стиркой белья и т.д. наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение. Побуждает любознательность, интерес к деятельности, уважение к труду взрослых.
Вывод. В заключении хочется сказать о том что руководя выполнением детьми поручений мы каждый день изучаем возможности детей нашей группы. Привлекая к выполнению простых заданий мы наблюдаем за каждым ребенком, определяем уровень умений, его желание потрудиться, способность довести начатое до конца при этом учитываем возможности каждого ребенка. Трудовая деятельность, является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс дошкольник коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. В процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда дошкольник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественном полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. В нашем детском саду мы организовываем трудовую деятельность детей, учитывая все трудности и необходимые условия для ее эффективной организации. Закончить наше выступление мы бы хотели словами известного немецкого филосова Фредерика Энгельса «Труд – основное условие человеческой жизни – и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека».
Используемая литература: 1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990. 3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003. 5. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с. 6. Труд и наблюдения в природе.- М.,1987. 7. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978. - 24с. 8. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М., 1990. - №6. - С. 10-21. 9. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).
|