Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила» |
Тесты, Игры, Головоломки, Фокусы | |||
Автор: Шрейнер Татьяна Евгеньевна | |||
10.04.2015 12:44 | |||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила» Цель: Научить детей играть в шашки. Задачи: «Область познания»
«Область коммуникация»
«Область социализация»
Оборудование: шашки, игровое поле, интерактивная доска. Ход деятельности: (Дети заходят в зал). В: Ребята давайте с вами присядем на волшебный ковер, который нас унесет в волшебную страну шашек. В:- Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем детском саду будет проходить шашечный турнир среди детей, которые к нам ходят. А вы хотели бы принять участие? Д: ответы детей. В: Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры. В: — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? Д: Ответы детей (вид соревнования) В: — Как зовут человека, который играет в шашки? Д: Ответы детей (Шашист) В: — А каким должен быть шашист? Д: Ответы детей (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.) В: — Что нужно для игры в шашки? Д: Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры) В: — Кто может играть в шашки? Д: Ответы детей (Любой человек) В: — Кто может быть партнёром для игры? Д: Ответы детей (Любой человек) В: — Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? Д: Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры) В: — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки и рассекретили все диковинные тайны волшебной доски. (Дети садятся за столы). В:- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её. (Слайд шашечного поля) В:- Что вы видите на доске? Д: Ответы детей (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) В:- Чем они похожи и чем они отличаются? Д: Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету) В: — «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …» В: Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. Д: Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32) В: — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? Д: Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных) В: — Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные. (Слайд разных по цвету шашечных полей) В: А как называется каждый из квадратиков или клеток? Д: Ответы детей (Поле) В: — Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? В: Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. (Слайд правильного расположения доски) В: — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные. В: Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? Д: Ответы детей (Горизонтальные линии) (Слайд доски со стрелками по горизонтали) В: — Сосчитайте, сколько их на доске? Д: Ответы детей (8 горизонтальных линий) В: — А как ребята, обозначаются горизонтальные линии? Д: Ответы детей (Цифра ставится сбоку слева и справа от доски) (Поля без цифр на каждого ребенка) В: — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? Д: Ответы детей (Вертикальные линии) (Слайд шашечного поля с линиями по вертикали) В: — Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам сравнить их по длине, а как вы это сделайте, решите сами (считают кол-во клеток и сравнивают) Д: Ответы детей В: — Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? Д: Ответы детей (Линии равные) В: ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. И подойти каждой команде к своему столу. В: Вот посмотрите, злой волшебник рассыпал шашечные доски, нам с вами нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за столом) (На столе квадраты черные и белые по 32 шт) В: — Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! А теперь пройдемте на свои места. В: на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. (Слайд шашечного поля с диагональными стрелками) В: Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали. Д: Ответы детей (Диагональные линии разные по длине) В: Молодцы, а сколько всего диагоналей на доске. Д: Ответы детей. В: Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились В: Мы с вами знаем, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – латинскими буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Д: Ответы детей В: Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8. В:- А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? Д: Ответы детей (Клеточки – поля) В: — Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру. (Слайд пример на доске показать С4, D7, Е5) В: А теперь что бы закрепить материал я предлагаю вам сыграть в игру. Игра «Найди свое поле» В: Каждый у себя на игровом поле поставьте шашку на заданное поле (раздаются карточки H2. F6. C7. d4. g8 и т.д. по кол-ву детей) В: Молодцы ребята, Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои. Физминутка (музыкальная, на интерактивной доске) В:- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с помощниками. Будьте очень внимательными! И повторяйте за нашими героями. В: — Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? Д: Ответы детей (о шашках) Дети садятся на ковер. В: — На каких квадратах располагаются шашки? Д: Ответы детей (На чёрных) В: — По сколько шашек предоставляется каждому игроку? Д: Ответы детей (По 12 шашек) В: — Как располагаются шашки в начале игры? Д: Ответы детей (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны) В: — А как определить, кому, какими играть? Д: Ответы детей (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть) В: — Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске. Правила игры (Каждый ребенок говорит свое правило и показывает ход)
Джентельменские правила.
В: Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек. В: — Ребята, а когда партия считается законченной? Д: • если у соперника не осталось ни одной фишки;
В.: Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным. В: — Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры. В: — А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? Д: Ответы детей (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.) В: Давайте попробуем нарисовать свои шашечные доски, а дома с родителями поиграете, для этого нам нужно присесть за столы. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и простой карандаш и линейка. Приступайте к работе. В: Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы знали нового на занятие? Дети: Ответы детей.
|