Автор: Гусакова Светлана Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Улыбка» Описание материала: Предлагаю вам игровое занятие по слушании оперы-сказки М.В.Коваля «Волк и семеро козлят» для детей старшей группы. Данный конспект будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям.
Цель: Привить детям любовь к классической музыке. Задачи: 1. Закреплять знание детей о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) 2. Приобщать детей к национальной культуре. Вызвать интерес к опере-сказке как к жанру музыкального искусства и положительный отклик на оперу- сказку «Волк и семеро козлят» 3. Активизация познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации. 4. Воспитывать культуру поведения. Интеграция образовательных областей: Познание- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Музыка- приобщение к музыкальному искусству. Коммуникация- развитие свободного общения со взрослым и детьми. Социализация- развитие игровой деятельности детей.
Оборудование: 1.Портрет композитора М.В.Коваля. 2. Демонстрационный материал: рисунки 6-ти козлят с разными характерами с ленточками. 3.Кукла би-бо-бо (козлёнок) 4.Мольберт 5.Магнитафон 6.Костюм мамы-Козы.
Содержание деятельности педагога с детьми: (Музыкальный руководитель встречает детей на коврике и здоровается с ними) Муз.рук: Как замечательно вы поздоровались! Предлагаю вам поприветствовать день песней! - приветствие «Доброе утро»
Муз.рук: Ребята, а вы любите сказки? Ой, смотрите кто это к нам пришёл? (достаю козлёнка) А из какой сказки он может быть? (дети называют варианты: «Алёнушка и братец Иванушка», «Козлёнок Ру-ду-ду» и т.д.) А из какой же сказки наш козлёнок? Давайте у него спросим? (подношу к уху) А козлёнок мне что-то на ушко говорит? Он сказал чтобы мы послушали песенку и узнаем из какой он сказки. - заключительный хор «Семеро козлят» (слушаем 1 куплет)
Муз.рук: Так из какой сказки козлёнок? Правильно «Вол и семеро козлят» А композиторы тоже пишут сказки, только музыкальные. Вот русский композитор Мариан Викторович Коваль (показывают портрет), который очень любил детей написал музыкальную сказку-оперу «Волк и семеро козлят». Опера- это музыкальный спектакль, в котором все герои не говорят, а поют. Только что мы с вами слушали песенку козлят. Так что такое опера, кто скажет? И сегодня мы с вами познакомимся с фрагментами из этой оперы. Скажите, сколько козлят было у мамы-Козы? В опере композитор каждому козлёнку дал имя, и имена у них очень смешные. Одного козлёнка звали Бодайка. Как вы думаете, почему его так назвали? Давайте подойдём к мольберту и найдём, где же тут Бодайка. Кто из вас хочет быть Бодайкой? (одевают ребёнку на шею) А другой козлёнок любил дразниться, как вы думаете как его звали? Найдите его! Кто хочет быть Дразнилкой! А ещё в этом семействе был Топтушка и Мазилка, который очень любил рисовать. Топтушкой будешь ты (указываю на любого ребёнка), а Мазилкой ты. Ещё была козочка Болтушка. А её почему так назвали, как вы думаете? Найдём ей, и Болтушкой будешь ты. (указываю на любую девочку) И был козлёнок, который всё на свете знал. А его как назвали? Где он тут? Кто будет Всезнайкой? А самого маленького как назвали как вы думаете? (Малыш) Давайте ещё раз вспомним как зовут козлят, и будем загибать пальчики. (Бодайка, Дразнилка, Топтушка, Мазилка, Болтушка, Всезнайка, Малыш)
А малыш нам хочет песенку спеть, давайте его послушаем. - песенка Малыша
Муз.рук: И Малыш нас зовёт поиграть. Поиграем с Малышом. - марш (делаем разные перестроения под музыку, в рассыпную, в колонну друг за другом, парами по кругу и т.д.)
Муз.рук: Ребята, а под какую музыку мы с вами шагали? Марш- это какая музыка? А в опере у каждого козлёнка есть своя песенка. Давайте их послушаем. И вы мне скажете, песенки каких козлят вы услышали? - «Песенки козлят»
Муз.рук: Песенки каких козлят вы слышали? А козлята здесь пели или говорили? Вот это и есть опера. А давайте мы с вами превратимся в козлят и потанцуем. -танец по показу (под «Песенку козлят»)
Муз.рук: Козлята попрыгали, побегали, поиграли. Отдыхать пора. Закрыли все глазки. (В это время переодеваюсь в маму Козу)
Муз.рук: А вот и мама пришла, устраивайтесь поудобнее вокруг меня, а я вам колыбельную спою. Кто знает, а что такое колыбельная? Как её нужно исполнять? Какой характер у колыбельной? Послушайте, а я вам спою. -песня «Колыбельная мамы Козы»
Муз.рук: Отдохнули мои козлятушки, отдохнули мои ребятушки. И снова побежали, попрыгали и запели свою песенку. Давайте послушаем какую. -песенка «Семеро козлят»
Муз.рук: Понравилась вам песенка? Какая она по характеру? А давайте её выучим. Но прежде чем петь, давайте распоёмся. -распевки
(учим слова песенки, потом козлята становятся в линеечку и каждый козлёнок делает свои движения по тексту, а остальные ребята- хор)
Муз.рук: Молодцы мои ребятушки, молодцы мои козлятушки, пели как настоящий хор. Ребята, понравилось вам учавствовать в опере-сказке? Так что такое опера, кто мне скажет? Молодцы, давайте с вами попрощаемся.
|