Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» города Балашова Саратовской области
Музыкальный руководитель: Сергеева О.Г.
Цель: формировать у детей устойчивый интерес к русскому мировому наследию.
Задачи: Образовательные задачи: -Знакомство с русской классической музыкой посредством творчества композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» -Знакомство с русской поэзией в творчестве А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» -Знакомство с творчеством художника М.А.Врубеля. Развивающие: -Развивать образное мышление, фантазию,творческие способности в движении, пении, игре на музыкальных инструментах. Воспитательные: -.Воспитание у детей люви и интереса к классической музыке, живописи, поэзии.
Оборудование: • Музыкальный центр, диск –CD с призведениями Римского-Корсакова • Дидактическая игра • Черномор с бородой • 3 мольберта • Кушаки, короны • Маска ворону • Лебедь из бумаги • Костюм Лебедя • Портрет Римского-Корсакова • Иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане» • Иллюстрация картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» • Скамейка • Конверт, посылка • Костюм белочки, корзина с орешками • Ширма
Скачать полный текст конспекта
Ход занятия: Муз. руководитель: Ребята! В наш сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что там. Не могу открыть. Может мне помогут те девушки, которые сидят на лавке. Давайте подойдём вместе ( подходят к лавке, на которой сидят три девицы). Муз. рук. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 1 девица: Кабы я была царица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир. 2 девица: Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна. 3 девица: Кабы я была царица я б для батюшки царя родила богатыря. Муз. рук. Только вымолвить успела дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь. Вы узнали какая сказка начинается такими словами? (Ответы детей. Посылка открывается, из неё достаётся конверт). Муз. рук. Правильно, «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина (открывается конверт). В этом конверте живёт музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Показывает на портрет Н.А Римского-Корсакова.
Н.А Римский-Корсаков – русский композитор. Он жил давно. Очень любил свою Родину, свой народ, природу. А ещё он очень любил сказки русских писателей: «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». И вот к этим сказкам он сочинил музыку. Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане». Воспитатель расстанавливает иллюстрации к сказке на 3-х мольбертах. Подходим с детьми к 1-му мольберту.
Муз. рук. Вот и белка, что при всех золотой грызёт орех А орешки не простые всё скорлупки золотые Ядра - чистый изумруд слуги белку стерегут.
Подходим ко 2-му мольберту.
Муз рук. В свете есть такое чудо море вздуется бурливо Закипит, поднимет вой хлынет на берег пустой Разольётся в шумном беге и очутятся на бреге В чешуе, как жар горя – 33 богатыря.
Подходим ко 3-му мольберту. Муз.рук. За морем царевна есть что не можно глаз отвесть Днём свет божий затмевает ночью землю освещает Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит. Муз.рук. Сейчас мы прослушаем музыку и вы выберете ту картину, которая подходит к этой музыке. Звучит фрагмент «Белка» Муз.рук. Как вы думаете, какая картина подходит к этой музыке? (ответы детей) Звучит р.н. мелодия «Во саду ли в огороде». Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Исполняют эту мелодию деревянно-духовые инструменты (дудочка, гобой, флейта). А назвал композитор эту музыку «Белка». Сейчас мы ещё раз послушаем этот отрывок, а Анечка расскажет нам стихотворение. Звучит фрагмент музыки, после чего ребёнок читает стихотворение: Мы объехали весь свет за морем житьё не худо В свете ж есть такое чудо остров на море лежит Град на острове стоит с златоглавыми церквами С теремами да садами ель растёт перед дворцом А под ней хрустальный дом белка там живёт ручная Да затейница какая белка песенки поёт да орешки всё грызёт А орешки не простые все скорлупки золотые Ядра чистый изумруд слуги белку стерегут. Муз.рук. Вот так чудо! Хоть бы одним глазком посмотреть, правда ребята? (Вбегает белочка с орешками, угощает детей) Здравствуй белочка. Спой при всём честном народе «Во саду ли в огороде». Белочка поёт песенку. Муз.рук. Белочка, а Кристина умеет играть эту песенку на фортепиано. Послушай (Ребёнок играет мелодию на ф-но). Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве государстве бывают празднества? А как вы веселитесь? Какие песни поёте? Пляски пляшете? Дети исполняют песню и танец на усмотрение муз. руководителя Муз.рук. Белочка, тебе понравилось у нас? Тогда оставайся. А мы продолжаем слушать музыку. Звучит фрагмент «Лебедь-птица» Муз.рук. Ребята, как вы думаете, какая картина подходит к этой музыке? (дети выбирают картину) Вы почувствовали, что музыка таинственная, прозрачная, звучит легко, чарующе. Музыка изображает движение волн. Весь оркестр участвует в исполнении этой мелодии. Сейчас мы ещё раз послушаем отрывок, который называется «Царевна-Лебедь». А Кирилл расскажет стихотворение. Звучит фрагмент музыки, после чего ребёнок читает стихотворение: За морем царевна есть что не можно глаз отвесть Днём свет божий затмевает ночью землю освещает Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит А сама-то величава выступает, будто пава А как речь то говорит словно реченька журчит Молвить можно справедливо это диво, так уж диво. Муз.рук. Ребята, что происходит в сказке с Лебедью? (ответы детей) А хотите посмотреть, как превращается Лебедь в прекрасную царевну? (дети стоят у мольберта) Воспитатель: Вглядитесь в эту картину и вы увидите волшебное превращение белоснежной птицы в красавицу-царевну. Изящную, хрупкую, манящую и загадочную. Видите, как из лебединых крыльев вырастают плечи и голова царевны, как таинственно мерцают её большие глаза. А как необычно одета прекрасная царевна! На голове у неё кокошник, украшенный золотом, изумрудами, жемчугами. На косынке серебряное кружево. Все эти драгоценности таинственно мерцают и картина кажется сказочной, волшебной. Смотрите, как сказочно всё вокруг: море, густые сине-лиловые сумерки, солнце почти закатилось, его последние лучи освещают полоску неба над горизонтом. Лучи уходящего солнца отражаются розоватыми бликами на светла-фиолетовых перьях Лебеди. В далеке скалистый берег с растущими соснами. Вот какая это необычная, таинственная картина. Называется она «Царевна-Лебедь» художника Михаила Александровича Врубеля. (из-зи ширмы выплывает Лебедь) Лебедь: Добрый день, мои друзья к вам пришла из сказки я А плыла я синим морем в нём плещут волны на просторе. Покажите мне спокойное море и волнующее море. Упражнение «Море» Лебедь: А какую русскую народную игру вы знаете? Проводится игра «Ворон» (Лебедь принимает участие в игре) Муз.рук. Спасибо тебе Царевна-Лебедь за игру. Оставайся у нас. А сейчас мы с ребятами послушаем музыку к картине «33 богатыря». Звучит фрагмент музыки «33 богатыря» Муз.рук. Вы прослушали мужественную, воинственную музыку – «Марш» под которую выходят смелые морские воины. Они стоят на страже морского порядка. Мелодию исполняют медно-духовые инструменты: труба, волторна, гобой, туба. А сейчас мы послушаем стихотворение из сказки, которое нам расскажет Влад. Ребёнок читает: В свете есть такое диво море вздуется бурливо Закипит, подымет вой хлынет на берег пустой Разольётся в шумном беге и очутятся на бреге В чешуе, как жар горя 33 богатыря Все красавцы удалые великаны молодые Все равны как на подбор с ними дядька Черномор Это диво, так уж диво можно молвить справедливо. Муз.рук. Царевна-Лебедь, а где же Черномор? Что с ним приключилось? Почему из моря выходят 33 богатыря? Лебедь: Ой, что же случилось? Беда-то какая! У дядьки Черномора борода плавает по синему морю. Потеряли богатыри всю свою силу. Кто же теперь будет меня защищать? Некому будет охранять город на острове и моего князя Гвидона. Муз.рук. Ребята, я думаю, что нам нужно помочь царевне. Не печалься Царевна-Лебедь! Сейчас наши мальчики, будущие богатыри помогут поднять тяжёлую волшебную бороду Черномора, и вернуть волшебную силу богатырям. (прикрепляется борода) Лебедь: Каждый, кто помогает богатырям, сам становится очень сильным. Спасибо вам за помощь! Муз.рук. Молодцы ребята, узнали все музыкальные загадки, но для вас ещё одно испытание. Запомнили-ли вы музыку? Сейчас мы проверим. Дидактическая игра «Три чуда» Лебедь: Ну вот, мне пора возвращаться в сказку. Но как же это сделать? Муз.рук. Не волнуйся царевна, в этом нам поможет музыка. (Звучит фрагмент «Море». Царевна-Лебедь кружась приближается к ширме, делает волшебные движения для превращения и исчезает за ширмой, на которой сразу возникает плоскостное изображение лебедя). Муз.рук. Музыка творит чудеса, вот и нашей Царевне-Лебеди помогла вернуться в сказку. Вам понравилась эта музыкальная сказка? (ответы детей) А мне было очень приятно вместе с вами ещё раз вспомнить замечательную сказку Пушкина «Сказка о царе Салтане» и послушать великолепную музыку, нашего русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, написанную к ней. А теперь пришло время прощаться. До свидания, ребята. (дети покидают зал)
|